Российским театрам есть чему поучиться у РАМТ: вокруг премьеры спектакля Адольфа Шапиро по пьесе Тома Стоппарда устроили целую акцию. Издательство Corpus выпустило русский перевод пьесы, сделанный Аркадием и Сергеем Островскими. Чешских рок-диссидентов Plastic People of the Universe, чьи концерты и следующие за ними невеселые приключения становятся фоном повествования, пригласили выступить на специальном большом благотворительном гала «Неравнодушный рок» в пользу фонда «Вера», в котором также принимают участие Юрий Шевчук, Василий Шумов, группа «Барто» и другие. Наконец, в 24 сентября можно будет посмотреть спектакль, поставленный режиссером Адольфом Шапиро. А в фойе театра открылась выставка фотографа Ярослава Кукала «Чехословацкий андеграунд – культура во времена застоя».
«Рок-н-ролл» — некоторая дань драматурга своему происхождению:
урожденного Томаша Страусслера увезли из чешского Злина в Лондон в 1941 году. Действие пьесы стартует в Кембридже-1968, где два интеллигента, профессор-англичанин Макс и чех-меломан Ян, спорят о причинах и значении советского вторжения. Макс – коммунист, Ян поддерживает курс «социализма с человеческим лицом».
«Макс пытается доказать, что внешне действия советских коммунистов могут выглядеть неидеально, даже брутально, но из этого не следует, что лежащая в основе идея и преследуемые цели преступны», — рассказал Том Стоппард на встрече с журналистами перед премьерой.
Финалом действия становится эпохальный, первый в истории страны концерт The Rolling Stones в Праге-1990, ставший символом «бархатной революции» в Чехословакии.
Между этими двумя событиями герои спорят о том, можно ли остаться в стороне от политики в момент, когда политика, как в поговорке, сама начинает заниматься героями — в данном случае в виде силовых акций и арестов, сопровождающих концерты группы Plastic People of the Universe. «Рок-н-ролл констатирует существенное противоречие: всякая поп-культура стремится стать музыкой большинства, мейнстримом, однако в данном случае она стала музыкой тех, кто хочет вывести себя за пределы системы».
Реальные Plastic People of the Universe появились на свет в том самом ключевом для Чехословакии 1968-м. Группа играла психоделический рок и начинала как кавер-бэнд, исполнявший песни Velvet Underground. Ключевыми для коллектива стали 70-е годы, когда в их репертуаре появились песни на родном языке, а музыканты группы стали выступать с призывами полностью отказаться от какого-либо взаимодействия с системой, в том числе и от борьбы с ней. Именно такого «индифферентизма», рассказал Том Стоппард, власть Густава Гусака не могла стерпеть – за годы его правления
музыканты PPU арестовывались по разным обвинениям (в том числе им инкриминировали хулиганство и тунеядство) восемь раз.
В постановке Адольфа Шапиро, бывшего главного режиссера Рижского молодежного театра, роль участника группы Яна исполняет Петр Красилов, также в спектакле заняты Рамиля Искандер, Янина Соколовская и другие артисты театра. Московский РАМТ имеет репутацию едва ли не самых больших друзей прославленного драматурга: его пьесам здесь уделяется пристальное внимание, а сам Том Стоппард лично приезжает представлять каждую свою премьеру. Самой громкой из них стал «Берег утопии» — трехчастный спектакль-сериал, поставленный Алексеем Бородиным по одноименной пьесе, рассказывающей о жизни, общении и быте Герцена, Бакунина и других российских революционных мыслителей второй половины XIX века в Британии.