«Любимовка» — фестиваль, ежегодно представляющий панораму молодых авторов, пишущих для театра, и почти каждый год радикально обновляющий ее. Названый в честь знаменитого имения, принадлежавшего Станиславскому, конкурс до некоторых пор там и проходил, пока не переехал в московский «Театр.Doc», в тесном зале которого при полных аншлагах проходят читки новых пьес. В числе представленных в этом году были как сочинения известных драматургов, среди которых были Вадим Леванов, Вячеслав Дурненков, Павел Пряжко, Нина Беленицкая, так и молодых авторов, например Екатерины Бондаренко, Мариныи Крапивиной и других.
Организаторы в этом году столкнулись с нешуточным зрительским ажиотажем.
«В этом году мы просто перестали вмещаться в наш маленький подвал — будем искать дополнительные площадки», — рассказала «Парку культуры» руководитель фестиваля драматург Елена Гремина. Она отметила, что фестиваль превратился из профессионального и даже «цехового» мероприятия для завлитов и режиссеров во вполне «зрительское» событие. Причину этого Гремина видит в том, что читка стала из вспомогательного средства презентации материала самостоятельным жанром представления: «Стало ясно, что некоторые пьесы вовсе не требуют большой сценической машины и способны жить и расти просто при наличии актера, текста и стула».
Однако на самом конкурсе представляли не только читки. В числе прочих мероприятий на фестивале можно было видеть эскизы спектаклей «Морфология» Саши Денисовой и «Двое в твоем доме» Михаила Угарова. Основой для последнего послужили реальные события: пьеса рассказывает о жизни под домашнем арестом белорусского оппозиционера, поэта Владимира Некляева, осужденного «за организацию массовых беспорядков» во время выборов президента Белоруссии 29 декабря 2010 года. Одна из существенных линий пьесы – повседневный быт и разговоры сотрудников минского КГБ, дежуривших в квартире Некляевых. Были на конкурсе и другие док-пьесы на злободневные темы, например
«Разговоры за два дня до ареста», основанные на «прослушке», которая велась следственными органами в квартире Никиты Тихонова и Евгении Хасис, осужденных по делу об убийстве Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой.
На «Любимовке» читали не только русские пьесы – в этом году на фестивале «гостили» Мексика (ее представляла «Аляска» Хибрана Рамиреса Портелы) и США («Мисс Лилли откостеневали, или Потеря всех Слонов Старейшин» Бэки Брунстеттер). По словам устроителей, иностранные пьесы появились на фестивале без малейшего движения к расширению географии с их стороны – подобным же образом на двух фестивалях в прошлом стихийно были собраны грузинская и литовская программы. «Мы очень довольны, как прошла «Американская пьеса по-русски», совместный проект «Любимовки» с Центром развития пьесы LARK из Нью-Йорка, но в принципе мы не ставим себе целью стать международным фестивалем. Наша забота — прежде всего помощь драматургам, пишущим по-русски», — говорит Гремина.
Судьба представленных на «Любимовке» пьес складывается по-разному.
«Гарик Сукачев сейчас работает над спектаклем «Анархия» с Ольгой Дроздовой и Михаилом Ефремовым: пьесу «Дисфункциональные» Майкла Пэккера, по которой он ставится, передала в театр «Современник» куратор фестиваля Елена Ковальская», — рассказывает Гремина. Но это скорее исключение, чем правило. Руководитель фестиваля сетует, что, при всей очевидности драматургического подъема, в современной российской театральной системе возможности оперативно осваивать новый материал нет. «Это ситуация искусственной плотины, — продолжает Гремина. — Приходят люди из больших репертуарных театров, смотрят, слушают, все одобряют, но не берут: ближайшие планы там верстают на 2014 год. Наша театральная система не заточена под то, чтобы подхватить еще не растерявший своей энергии и любви артистов материал и быстро воплощать его на сцене».