Во вторник, 13 сентября, в возрасте 89 лет скончался основатель британского поп-арта Ричард Гамильтон. О его смерти сообщили в нью-йоркской галерее Gagosian, которая выставляла работы художника и коллажиста; причины его смерти пока неизвестны.
Гамильтон родился в 1922 году в Англии и вырос недалеко от Лондона. Он изучал живопись на вечерних занятиях при школе искусств Святого Мартина, работал конструктором, а после окончания Второй мировой войны продолжил учебу на курсах при Королевской академии художеств — правда, недолго: Гамильтона отчислили за то, что он «не следовал инструкциям» учителей. Он всё же закончил учебу с помощью одной из послевоенных социальных программ правительства Англии, и уже в конце 1940-х работы Гамильтона были выставлены в лондонском Институте современного искусства (Institute of Contemporary Arts, ICA); там же преподавал и работал над коллажами и постерами.
Именно в этот период Гамильтон отработал методы поп-арта — нового направления в современном искусстве.
А в 1952 году вместе с друзьями и единомышленниками по ICA он основал Независимую группу (Independent Group, IG) — объединение художников, скульпторов, архитекторов, писателей и критиков, которые решили бросить вызов модернизму, который преобладал в культуре того времени. Одним из лидеров группы был шотландский скульптор Эдуардо Паолоцци.
В ICA Гамильтон отвечал за дизайн выставок, он сделал несколько экспозиций, работал с сюрреалистами Марселем Дюшаном и Роландом Пенроузом. Но славу ему принес именно поп-арт. В 1956 году в рамках организованной IG b ICA выставки This Is Tomorrow («Это — завтра») был показан коллаж «Что делает наши сегодняшние дома столь разными и столь привлекательными?» (Just What Is It That Makes Today's Homes So Different, So Appealing?) — и эта работа стала первым признанным широкой аудиторией шедевром набирающего силу художественного направления. Ричард Гамильтон стал международной звездой поп-арта и одним из влиятельнейших художников. Именно ему достался государственный грант на изучение состояния Merzbau, созданного культовым немецким коллажистом Куртом Швиттерсом в Англии.
Работы Гамильтона стали непременным атрибутом экспозиций выставок современного искусства; по выражению его коллег, он делал в Англии то, что и Энди Уорхол — в США.
В 1968 году Гамильтон по приглашению Пола Маккартни стал дизайнером минималистской обложки знаменитого «Белого альбома» The Beatles — на белом поле он поместил лишь название группы и — для первого издания — порядковый номер пластинки. Он использовал творчество и для выражения политических позиций. В начале 60-х он присоединился к «Кампании за ядерное разоружение» и создал несколько произведений, высмеивающих тогдашних политических деятелей Англии, которые были противниками сокращения ядерного оружия, а в 80-е годы он с помощью искусства протестовал против жестокого обращения с политическими заключенными из числа Ирландской республиканской армии.
Гамильтон регулярно представлял Великобританию на Венецианской биеннале, получил «Золотого льва».
В 2002 году за достижения в искусстве он стал членом британского Ордена кавалеров почёта.
При этом сам Гамильтон очень иронически относился к поп-арту, которым занимался всю жизнь. «Поп-арт — это популярный, мимолетный, одноразовый, дешевый, массовый, молодой, остроумный, сексуальный, бесполезный, гламурный и доходный бизнес», — написал он в 1993 году.
В последнее время Гамильтон работал над ретроспективой своего творчества. Ожидалось, что эта выставка в 2013–2014 годах будет представлена в Лос-Анджелесе, Филадельфии, Лондоне и Мадриде. В заявлении о смерти художника представители галереи Gagosian отметили чувство юмора Гамильтона, его энергию, искренность и скромность.
«Это очень печальный день для всех нас», — приводятся слова владельца галереи Ларри Гагосяна.