Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Доступность секса касается всех»

Интервью с режиссером Стивом Маккуином

Стив Маккуин, автор ставшей фаворитом Венеции ленты «Стыд», рассказал в интервью «Парку культуры» о том, почему Нью-Йорк – лучший город для истории об одержимости и как тело может стать тюрьмой.

Самым громким событием 68-го Венецианского фестиваля стал «Стыд» — второй фильм британского режиссера и художника Стива Маккуина. Автор нашумевшего «Голода», посвященного политическим узникам тюрем в тэтчеровской Великобритании, лауреат «Золотой камеры» в Каннах и приза Европейской киноакадемии за лучший дебют, переехал со своей съемочной группой из Ирландии в Нью-Йорк, где и разворачивается действие его новой картины – мрачной одиссеи молодого человека, одержимого сексом. О том, как делалась эта картина, Антон Долин расспросил режиссера специально для «Парка культуры».

— О вашем фильме уже говорят как о самом скандальном и противоречивом на фестивале. Вы задумывали «Стыд» как своеобразную провокацию?

— Отнюдь. Я не знаю, что тут противоречивого. Точнее, знаю, но так ведь про каждого человека можно сказать, что он противоречив. Для меня киноэкран – зеркало: когда зрители смотрят на него, то видят самих себя. Самое скандальное – то, как люди удивляются, увидев свое отражение!

— Удивительно, что за героя не стыдно – напротив, к нему даже против воли испытываешь симпатию…

— Этого достичь было труднее всего. Я рад, если получилось. Брэндон не их тех людей, которые всем нравятся, и мне был нужен именно такой персонаж! Он ведь обычный парень, как все мы. Как справедливо замечает его сестра Сисси, «мы не плохие люди — мы просто не туда попали».

— Но как он оказался там, где мы его встречаем, не проясняется. Да и вообще о нем мало что известно. Мы даже его фамилии не знаем.

— А как иначе? Вы с ним только познакомились. Бесспорно, у него есть прошлое, как у каждого, но при первом знакомстве он вам о нем рассказывать не станет. Скорее уж попробует произвести хорошее впечатление... Кто он, к чему стремится? Так просто этого не выяснить.

— С другим актером вы бы этот фильм снимать не стали? Все только и говорят о Майкле Фассбендере – похоже, настоящей звездой он станет именно после вашего второго фильма, в то время как активно снимать его начали после вашего же «Голода».

— А я других актеров плохо знаю. Нет, серьезно, это не отговорка. Чтобы отправиться в подобное путешествие, нужно очень хорошо представлять себе, кого ты берешь с собой. Я не всегда уверен, в каком направлении буду двигаться, и мне необходим компаньон, который будет мне доверять на сто процентов. Как Майкл. Я люблю его, а он, кажется, любит меня. Но еще важнее то, что я хорошо его знаю. Ни я, ни он не были никому известны до фильма «Голод», после него ситуация изменилась. Теперь мы вместе.

— Для вас сумасшедший успех «Голода» был сюрпризом?

— Не то слово. Я ничего не ждал, никто мной не интересовался, и трудно было предполагать, что нам дадут штук пятнадцать разных призов, а три года спустя после премьеры об этом фильме будут продолжать говорить и спорить. Огромное количество людей, занятых в моем фильме, после него получили работу! Я говорю о жителях Белфаста, которые работали со мной. Я этим, честно говоря, очень горжусь.

— Как вас в Нью-Йорк-то занесло?

— Я задумался после «Голода»: что может быть диаметральной противоположностью тюрьме в Белфасте? И мне в голову тут же пришел Нью-Йорк. Свободный город, открытый для всех, демократичный, разнообразный. Что может быть дальше от холодной, серой, крошечной тюремной камеры в Ирландии? У меня уже был в голове замысел фильма о человеке, одержимом сексом – и куда же его еще поселить, как не в Нью-Йорк? Там доступны все удовольствия, любые проститутки, мужчины и женщины, любой контакт с кем угодно. Самое место для моего героя.

— Майкл Фассбендер в ваших обоих фильмах играет главную роль – и в каждом случае его работа связана с эксплуатацией возможностей собственного тела.

— Так и есть, только задачи разные. Герой «Голода» Бобби Сэндс использует тело как инструмент, чтобы добиться свободы: для него способ ее достижения – отказ от еды. Брэндон в «Стыде», напротив, сам создает свою тюрьму, используя как строительный материал собственное тело. Это конкретные случаи конкретных персонажей, но я убежден, что каждый из них универсален. Я стараюсь быть точным в деталях и тем не менее обращаюсь ко всем. К примеру, растущая с каждым годом доступность секса касается всех. Помню, как я рос в Англии 1970-х: заходил в магазинчик на углу за конфетами, а на верхней полке стояли порножурналы... не дотянуться! Дистанция была огромной. Непреодолимой. В Амстердаме, где я живу сейчас, все совсем иначе: секс повсюду, достаточно нажать кнопку. Сегодня так можно сказать о любом месте на Земле, поскольку вся планета охвачена интернетом.

— Что для вас вообще обозначает название фильма – «Стыд»?

— Человек одержим сексом, и он способен его купить – заплатить за самую дорогую проститутку, соблазнить девушку. Но когда все заканчивается, его волной накрывает стыд. Единственный способ борьбы с этим чувством – броситься к следующей девушке... И так до бесконечности. Это относится к любому болезненному пристрастию, будь то еда, алкоголь или азартные игры. Пей, сколько хочешь, стыдиться нечего; но, когда ты понимаешь, что без еще одной бутылки просто не проживешь, шутки заканчиваются. Брэндон хочет заниматься сексом постоянно, и поэтому секс больше его не радует. Ему стыдно.

— Можно ли назвать «Стыд» моральной притчей?

— В каком-то смысле — да. Все мы обладаем представлением о морали, но, несмотря на это, творим что пожелаем. Типа курить вредно, ну и что — не курить теперь!? Моя картина не говорит «смотрите, какой ужас». Она просто показывает, как обстоят дела. Вот и вся мораль. Брэндон не наказывает себя – он всего лишь хочет что-то чувствовать. И никак не может.

— Однако фильм в эмоциональном отношении далек от бесчувственности.

— Ведь мы-то испытываем ряд чувств по отношению к герою. Мы жалем его, симпатизируем ему, но никто из нас не хочет быть таким, как он. Я хотел, чтобы у меня получился блюзовый фильм. Для меня блюзы – лучшая музыка: они невыносимо грустны, но эта грусть сладка.

— Финал довольно-таки безнадежен.

— Я хотел закончить хеппи-эндом, но вы сами бы мне не поверили! Однако финал открытый: я честно не знаю, чем займется мой герой после того, как начнутся финальные титры.

— «Стыд» чем-то похож на «Последнее танго в Париже» — вспоминается Марлон Брандо...

— Дарю вам сенсацию: именно поэтому, в честь Марлона, я назвал героя моего фильма Брэндоном! Но дело тут не в «Последнем танго в Париже». Просто я считаю, что Майкл Фассбендер не менее сильный и своеобразный актер, чем Брандо.

— Сексуальные сцены он играл сам, без дублера?

— Сам. Хотя я хотел бы отдельно отметить: реального секса в моем фильме нет. Я порно не снимаю. Мне это неинтересно. Я делаю драмы, для которых мне нужны хорошие актеры, а лучше Майкла я не знаю никого. Что же касается ощущения подлинности и интимности в сценах секса, то мне очень помогал мой оператор Шон Боббит. Я сразу сказал ему: «В сцене оргии на троих твоя камера должна стать четвертым участником». Так и произошло.

— Шон Боббит снимает потрясающе – некоторые сложные сцены сняты единым планом...

— Я хочу вытащить зрителя из кресла в зале, предъявить ему фильм как единственную реальность. Для этого необходима непрерывность. Например, сцена между героем и его подругой в отеле: он впервые пытается заниматься любовью, а не просто трахаться, и у него ничего не получается! Это надо было снять единым планом. А потом резкая монтажная склейка — он употребляет какую-то другую девицу, как кролик...

— В «Голоде» была политическая подоплека — никто не задавал вопрос «зачем снимать об этом кино». В случае со «Стыдом» задают. Почему вам казалось важным рассказать эту историю, на сей раз вымышленную?

— Почему – не знаю, но для меня это было очень важно. «Стыд» не исторический фильм, не костюмная драма, он происходит здесь и сейчас. И это самое принципиальное. Эту историю было необходимо рассказать как можно быстрее. Если кинематограф не будет посвящать себя таким историям, он умрет. Хватит делать рок-н-ролльные фильмы: рок-н-ролл давно умер! Не интересуетесь современностью, так уходите на покой, а сегодняшний день уступите телевидению. А лично я на такое не согласен. Необходимо мыслить глобально, снимать кино об универсальных ситуациях и проблемах. И только это спасет кинематограф.

— Ваши персонажи обсуждают, кем и в какую эпоху они хотели бы быть. Выходит, вы, в точности как героиня фильма, предпочитаете жить здесь и сейчас?

— Безусловно. Жить сейчас, впрочем, гораздо труднее, чем представлять себе прекрасное рок-н-ролльное прошлое, когда стоило только включить электрогитару в динамик, и оттуда неслись песни The Beatles, The Rolling Stones, The Kinks... Для меня это сегодня слишком классично, слишком скучно.

— У вас в «Стыде» звучит другая классика — Гольдберг-вариации и «Хорошо темперированный клавир» Баха.

— Прошу обратить внимание: это не просто Бах, а Бах в исполнении Глена Гульда. Никаких других версий и исполнителей я бы не допустил. Бах писал математическую музыку: он любил порядок во всем – в мелодии, в ритме. Методичность и точность каждого движения моего героя отражают этот подход. Он с головой погружен в рутину, как любой человек на Земле: ежедневные ритуалы – проснуться, протереть глаза, сунуть ноги в тапочки, зайти в туалет пописать, почистить зубы, стать под душ... Мы делаем это почти бессознательно, и в этом есть своеобразная красота. Музыка Баха идеально ее передает. Разумеется, когда в квартире Брэндона вдруг появляется его сестра Сисси, весь порядок летит к чертям. Но его и без того довольно трудно поддерживать! Когда ты приходишь в ближайший бар, там Баха не услышишь. Непрестанный ритм, что-то танцевальное, современное... Что там у нас сейчас принято слушать, Адель? Без такой музыки не создашь ощущения «здесь и сейчас», которое мне так дорого. Поэтому у меня звучит и она, и Бах.

— С сестрой героя в фильме связана другая музыкальная тема – «Нью-Йорк, Нью-Йорк», которую поет Сисси и которую в самом деле исполнила актриса Кэрри Маллиган. Это признание в любви к городу, в котором вы снимали, или все-таки нечто большее?

— Сначала я хотел, чтобы она спела какой-нибудь классический джазовый стандарт. А потом мне на ум пришла песня «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Знаете, что в ней самое забавное? Она написана сравнительно недавно, в конце 1970-х, для Лайзы Минелли, которая поет ее в фильме Мартина Скорсезе, а версия Фрэнка Синатры – вообще уже 1980-е. Нам-то кажется, что она существовала всегда... Эта песня стала гимном, она на слуху у всех. Но мне хотелось предложить новую версию. Тогда я стал вслушиваться в слова: там ничего веселого нет – сплошная меланхолия вечного бродяги, печального скитальца. Я вдруг понял, что для меня эта песня – блюз. И мы придумали эту необычную версию, под сопровождение рояля. Тогда все сразу стало на свои места. Ведь песня рассказывает историю Брэндона и Сисси, заодно описывая место действия фильма! Песню она поет ему, сестра – брату, и это лучший, самый откровенный разговор между ними за много лет. Эта сцена почти абстрактная, но она говорит о самом важном. Если вы этого не почувствуете в течение четырех с половиной минут, я готов вернуть вам деньги за билет.

— Можете ли вы сказать, что бэкграунд современного художника и лауреата премии Тернера как-то помог вам в кинематографической работе?

— Разве что в том, что я знал: для того чтобы эксперимент был успешным, необходима свобода. В том числе от профессионального бэкграунда. С другой стороны, возможно, мне, как художнику, проще выстраивать композицию кадра, цитировать живопись... В «Голоде», к примеру, совмещение ужаса и красоты я позаимствовал у Гойи. Но красота ради красоты, как и ужас ради ужаса, меня не интересует.

— Вы сделали фильм о голоде в Белфасте и фильм о стыде в Нью-Йорке. Что будет дальше?

— Ну, никаких трилогий я создавать не собираюсь, так что следующий фильм не будет иметь с этими двумя ничего общего. В 2012 году я начну снимать кино о свободном чернокожем жителе Нью-Йорка XIX века, которого похитили и продали в рабство.

Новости и материалы
41-летняя Анна Седокова вышла на публику в платье с глубоким декольте
Во Владивостоке двухлетняя девочка обварилась кипятком из самогонного аппарата
Семья автора песни «На заре» возмутилась Никитой Пресняковым за использование трека
В «Локомотиве» объяснили, почему не справились с забившим четыре гола игроком «Спартака»
Слова МИД Франции об Украине вызвали ярость в Париже
ВС РФ ликвидировали пункт управления дронами под Красным Лиманом
Владелец Bosco передал сыну долю в бизнесе
Итальянский журналист объяснил, почему власти его страны помогают Киеву
Германия не смогла ответить на более чем 300 запросов по «Северным потокам»
Аналитик назвал операцию России по пуску «Орешника» идеальной
Украинский беспилотник уничтожили над Брянской областью
Россиянин обварил знакомую кипятком из чайника
Тренер «Спартака» рассказал, как будет решать проблемы с составом
За утро средства ПВО сбили два беспилотника над двумя российскими регионами
В подполье сообщили о взрыве на автомобильном заводе в Кременчуге
В США рассказали, какой шаг Трампа сильно разочарует украинцев
В России завершают испытания новой снайперской винтовки ZOV
Экс-игрок «Локомотива» объяснил, что «Спартаку» в дерби удалось лучше
Все новости