Школы США продолжают оберегать своих учеников от нежелательной и сомнительной литературы: из списков обязательного летнего чтения для старшеклассников в городе Уильямстаун (штат Нью-Джерси) был исключен роман японского писателя Харуки Мураками «Норвежский лес».
Школьный совет решил убрать книгу после многочисленных жалоб родителей, недовольных сексуальными сценами, приведенными в воспоминаниях одной из героинь.
Действие изданной в 1987 году книги происходит в Японии 1960-х годов: 19-летний Тору Ватанабэ пытается разобраться, кого он любит на самом деле – девушку своего умершего друга Наоку или веселую красавицу Мидори. Вызвавшая недовольство родителей сцена – часть воспоминаний соседки Наоки по больничной палате. Это самый известный роман Мураками — только в Японии было издано более 10 млн экземпляров, а еще 2,6 млн продано в переводах. В 2010 году вышла экранизация «Норвежского леса», которую снял французский режиссер вьетнамского происхождения Чан Ань Хунг.
«Я не думаю, что эта книга необходима для подростков. Я была ею просто шокирована», — сказала одна из матерей.
Вместе с «Норвежским лесом» из списка были удалены воспоминания Ника Шеффа «Уловка: Взросление на метамфетамине» за описание «гомосексуальной оргии под воздействием наркотиков». Любопытно, что запрету не подверглась первая часть дилогии — написанная отцом Ника, Дэвидом Шефом, книга «Красивый мальчик: Путь отца через зависимость его сына».
«Сейчас образовательное и библиотечное сообщества в тех вопросах, которые касаются сексуальности, оказались под большим контролем очень радикальной либеральной идеологии», -— объяснил запрет книг представитель одной из христианских организаций по исследованию семьи Питер Спригг, автор исследования о влиянии активности гей-сообщества и либеральных судей на переосмысление института брака.
«В представлении некоторых левых активистов доступ детей к сексуальным материалам является меньшим злом, чем цензура», — добавил он
Впрочем, представители школы не считают исключение книг Мураками и Шеффа формой цензуры: по мнению суперинтенданта Чака Ирлинга, решение было принято в соответствии с процедурой – список был составлен совместно администрацией школы, учительским советом и библиотекарями, а затем утвержден городским советом по образованию. «Мы не стремились к скандалу, мы просто хотели заставить школьников читать книги», — заявил Ирлинг. Он добавил, что в будущем родители будут принимать участие в составлении списка не только на уровне жалоб на содержание книг, поэтому подобные эксцессы могут повториться.
За последний месяц школьные советы дважды ограничивали доступ школьников к книгам с противоречивым содержанием.
<1>
В начале августа в штате Миссури было принято решение изъять из школьной библиотеки книгу Курта Воннегута «Бойня № 5» из-за наличия в ней обсценной лексики, сцен насилия, жестокости и секса,
а также книгу Сары Оклер «Twenty Boy Summer», в которой оказалось слишком неприкрытое описание подросткового секса. Спустя две недели в Вирджинии был запрещен «Этюд в багровых тонах» Артура Конан Дойла: мастер детективного жанра описал обычаи мормонской общины, и это показалось школьному совету разжиганием ненависти к мормонам.
Запрещение «Бойни № 5», кстати, не прошло незамеченным: свой протест против нарушения Первой поправки выразили представители писательского сообщества США, национальный комитет по противодействию цензуре и мемориальная библиотека Курта Воннегута, которая выделила для школьников 100 бесплатных экземпляров романа.