В один городок на Диком Западе пришла беда, откуда не ждали. То есть не то чтобы без проблем жили, но было все как у людей: бандиты грабят дилижансы, отставной полковник, а ныне жесткий скотовод (Харрисон Форд) периодически лютует, сынок его (Пол Дано) злоупотребляет вседозволенностью и допекает горожан. Однажды на подонка находится управа: незнакомец (Дэниел Крейг) парой движений сбивает с парня спесь, а шериф (Кит Кэррадайн) надевает наручники. Возвращается папа — и назревает классический для вестерна конфликт власти звезды на лацкане с властью реальной.
И было бы все как у людей, но пришла та самая беда — со страшной мордой вместо лица, стальными «стрекозьими» крыльями и большим космическим кораблем.
Идея столкнуть с пришельцами героев вестернов не так абсурдна. Если инопланетный разум обращал внимание на третью от Солнца планету еще в эпоху палеолита (о чем мы знаем из «Космической Одиссеи») и все чаще навещает в последние десятилетия, то отчего бы представителям иных миров не посетить нас лет за сто до того, как в той же Аризоне их менее агрессивные коллеги похитят лесоруба (событие 1975 года даже было экранизировано).
Тем более что с кем только ковбои не сталкивались в кино — от главного вампира всех времен («Билли Кид против Дракулы») и потомков одиозного ученого («Джесси Джеймс встречает дочь Франкенштейна») до динозавров («Долина Ганги») и непутевого путешественника во времени Марти МакФлая («Назад в будущее-3»), который к тому же не был первым: еще раньше в мир шляп и шестизарядных револьверов забрасывало не столь известного мотоциклиста Лайла Свона («Гонщик во времени»).
В общем, были бы «Ковбои против пришельцев» очередной фантазией категории Б, не было бы и повода для разговора: Спилберг продюсирует, бюджет больше $150 миллионов, состав команды впечатляет.
В дополнение к перечисленным артистам тут вокруг Крейга крутится Тринадцатая из «Доктора Хауса» — Оливия Уайлд в белом платье и с пистолетом, а за стойкой в салуне стоит Сэм Роквелл («Луна 2012», «Убийство Джесси Джеймса трусливым Робертом Фордом»). И все, кажется, всерьез — с библейскими аллюзиями и трагическим эпизодом в прошлом героя. Но как-то нескладно.
Реализованную в одноименном комиксе идею для кино переписывали несколько раз, и возможно, в руки постановщика «Железного человека» Джона Фавро сценарий попал уже в не слишком операбельном состоянии. Вместо шутихи про караван переселенцев, последовательно атакованный индейцами и инопланетянами, вышла попытка одновременно дать «Непрощенного», подмигнуть не столько «Чужому» даже, сколько «Хищнику», а в финале зеркально процитировать «Армагеддон».
Пока не появляются невыразительные инопланетные захватчики, Фавро честно и с любовью работает в каноне вестерна: немногословный герой, назойливая красотка, рассудительный шериф, придурок с пистолетом.
Жанровое скрещивание мгновенно превращает все в балаган с подхваченными в небо стальными лассо подъюбниками и противником, который на общих планах то носится десятками и крошит людишек, то куда-то пропадает, а при приближении оказывается чем-то вроде того «чужищника», который появился в результате слияния двух выше помянутых сериалов про внеземных тварей. В принципе балаган может быть веселым. Но зачем тогда было отказываться от обретающих антигравитационные копыта летающих лошадей и модернизированных трофейными технологиями разрывных стрел у индейцев из первоисточника?