Во вторник, 26 июля, общественное движение «Архнадзор» опубликовало список, в который вошло 20 исторических зданий Москвы, на снос которых оформлены все необходимые документы. В движении отметили, что в Милютинском переулке, дом 14, уже снесены четыре строения: по данным «Архнадзора», там будет строиться общественный центр. Именно уничтожение последнего из них (строения № 8) и послужило поводом для обнародования перечня: активисты движения решили таким образом привлечь внимание к тому, что заявленная властями Москвы «градостроительная революция», начавшаяся в мае этого года, по-прежнему сопровождается разрушением старой Москвы. Кроме того, было написано открытое письмо к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой вмешаться в сложившуюся ситуацию.
Список зданий подготовлен по материалам из различных источников – постановлений правительства Москвы, публикаций в СМИ; использовалась и собственная информация, полученная активистами «Архнадзора».
<1>
«Это не список памятников. Правда, в нем присутствуют здания, которые были выведены из выявленных объектов культурного наследия.
В основном речь идет об исторической застройке, часто в охранных зонах», — объяснил принцип составления координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин. Он добавил, что, по их данным, на эти здания уже оформлена документация на снос либо в виде решения «несносной» комиссии (комиссия при правительстве Москвы по сохранению зданий в исторически сложившейся части города), либо в виде согласования Москомнаследия, за которым уже следуют ордера. Участница проекта «Москва, которой нет» Юлия Мезенцева сообщила, что по многим адресам, указанным в списке, продлены инвестконтракты и проводится срочное отселение жителей, а сами здания готовятся снести уже в ближайшее время.
Информацию о том, что указанные в «списке «Архнадзора» дома снесут, Департамент культурного наследия Москвы не подтверждает.
«Откуда взялся этот список, я не знаю. В отличие от каких-либо поверхностных экспертов, чьи слова едва ли можно воспринимать серьезно, я имею возможность и право говорить о таких ответственных вещах только при наличии объективной информации. Простите за эмоциональность, но ситуация выглядит так: «мне одна бабушка сказала, что сегодня снесут Дом Пашкова». Это абсурд», — рассказал «Парку культуры» советник руководителя департамента Николай Переслегин.
Он напомнил, что сейчас отозваны все 209 разрешений, выданных старым составом «несносной» комиссии, на которые не были получены ордера Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ). «Как государственный орган, департамент имеет право делать только то, что подкреплено законом. И в случае если хотя бы один документ – согласование комиссии, разрешение Москомнаследия или ордер ОАТИ — не получен, то у нас есть полное право отправить заявку на повторное рассмотрение», — заявил Переслегин.
В настоящее время, по данным департамента, работы могут быть продолжены только по 14 адресам: ко времени отзыва разрешений в начале мая на них уже были выданы ордера ОАТИ, и сделать что-либо с компанией-застройщиком, имеющим на руках всю разрешительную документацию, не представляется возможным. «Если застройщик пойдет с этими документами в суд, он его выиграет», — посетовал Переслегин.
Он твердо заявил, что других разрешений на работы в исторической части Москвы не существует.
В качестве контрпримера координаторы «Архнадзора» приводят снос четырех строений по Милютинскому переулку, дом 14 (строения 4, 7, 15, 8). Они находятся в объединенной охранной зоне (она занимает весь квартал между Милютинским и Бобровым переулками и Мясницкой улицей) и вплотную примыкают к памятнику федерального значения «Усадьба XVIII-XIX вв.», в который входят строения 1, 2, 6 и ограда. Застройщик обязан получать разрешения на строительные работы, которые проводятся в такой зоне, и не имеет права что-либо там сносить без получения согласования Москомнаследия. Именно отсутствие здания в «списке четырнадцати» и вызывает вопросы активистов «Архнадзора». Юлия Мезенцева отметила, что строение 8 в начале 2000-х годов имело статус выявленного объекта культурного наследия, а затем лишилось его.
Причина смены статуса, очевидно, в постановлении правительства Москвы 586-ПП от 27 июля 2010 года, которое не только описывает границы охранной зоны, но и предусматривает возведение на месте предназначенных на снос зданий (строения 4, 7, 8, 15) «нового объема с учетом исторических границ вокруг парадного двора, раскрытого на переулок». О полной отмене всех постановлений «лужковского» периода в рамках «градостроительной революции» пока речи не было.
Рустам Рахматуллин считает такую ситуацию наиболее вероятной: именно так предыдущая администрация города обходила требования охранного законодательства.
«Это типичный обман, типичная «лужковская» бумажка. Наличие охранной зоны заставляет писать «регенерация», хотя фактически это снос.
Думаю, без преувеличения можно сказать, что сотни проектов были согласованы под шапкой «регенерации», а в самих проектах не менялось ничего», — объяснил он.
По мнению Рахматуллина, начинать надо не с ревизии согласований Москомнаследия, а с ревизии самих постановлений правительства Москвы. «Есть документы, где слово «снос» мягко обходится, а есть такие постановления, в которых об этом говорится прямо – вот как здесь. Но не может уничтожение подлинного объекта исторической среды и строительство муляжа называться регенерацией», — считает он. В прошлом году суд (в ситуации в Кадашах) принял сторону защитников старой Москвы.
Еще один дом из перечня «Архнадзора» (по адресу Большой Козихинский переулок, 25) также не вызывает интереса у Москомнаследия: этот дом не памятник и не находится в охранной зоне. Переслегин отметил, что стройка на месте этого дома – это «положительный рыночный прецедент», поскольку и само здание, и участок под ним находятся в собственности ТСЖ, участники которого «составили договор долевого участия, взяли в банке кредит и, как приличные люди, стали разрабатывать проект и утверждать документацию».
«Подчеркиваю, что ничего противозаконного в этом абсолютно нет и быть не может», — заявил он.
«Давайте уважать, наконец, частную собственность. <…> Вот они все утвердили, прошли все согласования. Тут прибегают какие-то люди и препятствуют осуществлению совершенно законной хозяйственной деятельности других людей, вторгаются на не принадлежащую им территорию. Ни в одной стране мира с ними не церемонились бы просто ни одной секунды. Подобные действия новоявленных активистов – это очередное нарушение прав человека», — заявил Переслегин. В среду, 27 июля, жильцы и защитники старой Москвы вели настоящие бои с охранниками, чтобы остановить работы по разрушению этого здания: соседний дом (№ 27) является выявленным объектом культурного наследия, и, в случае признания его памятником, в охранную зону могут попасть и расположенные рядом строения. Но на данный момент в департаменте не видят в планируемых работах по сносу ничего противозаконного.
Напомним, что два здания из «списка четырнадцати» уже снесены – это флигель усадьбы Шаховских (театр «Геликон-опера») и дом Феоктистова на Большой Ордынке; работы проведены одновременно и получили у «Архнадзора» название «ночь длинных ковшей». Но в число этих 14 объектов входят не только подлежащие сносу здания, но и объекты, на которых проводятся работы по реконструкции и реставрации. К компаниям, которые работают, к примеру, на «Детском мире» или стадионе «Динамо», у департамента претензий нет: они работают в рамках закона. «В «Детском мире» предметом охраны является фасад – и это соблюдается. Стадион – это достопримечательное место, и режим его реконструкции и реставрации определяется отдельно», — рассказал Переслегин.
Особняком в этом списке стоит дом Кольбе на Большой Якиманке, с которого и началась та самая «градостроительная революция»: он был снесен незаконно, разрешения на снос здания у застройщика не было. Именно после этого случая (Переслегин напомнил, что прямой запрет властей на разрушение фасада был проигнорирован) департамент и принял решение заново пересмотреть всю разрешительную документацию, выданную старым составом «несносной» комиссии. В новом формате она будет собрана уже в ближайшее время: положение о комиссии предполагается утвердить в августе, её председателями будут Марат Хуснуллин (заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства) и Александр Кибовский (руководитель департамента по культурному наследию Москвы). В состав комиссии войдут представители общественных движений, а её заседания будут проходить в открытом режиме. До этого «несносная» комиссия работала в закрытом режиме, а её решения до сих пор не опубликованы.
Правда, департамент по неизвестным причинам до сих пор не опубликовал список тех 209 зданий, решения старой комиссии по которым были отменены, что также вызывает недоверие у активистов «Архнадзора». «Это мифические 209 зданий, и никто не понимает, что это. Более того, в тех фрагментах этого списка, которые нам так или иначе удается добыть, есть то, что уже снесено», — рассказал Рахматуллин. Официальных данных по «спасенным от сноса» зданиям пока нет.