Можно зарыться в списки и оценить полученный расклад. Во-первых, курс на экспериментальность и сближение с современным искусством, взятый в прошлогодней программе «Горизонты» (второй конкурс Венецианского кинофестиваля), сохранится. Объявляя накануне содержание «Горизонтов-2011», программный директор фестиваля Марко Мюллер пообещал и дальше знакомить зрителей с фильмами, в которых киноязык вступает во взаимодействие с новыми или не типичными для себя выразительными средствами. В этом году, кстати, на художественной Венецианской биеннале отдельное пространство выделено для авторов, работающих с подвижным изображением.
Все это соответствует общемировым тенденциям: в последнее время галереи и центры современного искусства крутят фильмы, кинофестивали устраивают показы и целые программы видеоарта.
Так что в «Горизонтах-2011» вновь соседствуют полнометражные художественные картины, короткий метр, документальные работы и видеоарт. Среди авторов документальных и посвященных реальным людям фильмов встречаются весьма известные имена. Режиссер «Молчания ягнят» Джонатан Демме участвует с документальным наблюдением за попыткой одной женщины привести в порядок свою жизнь после урагана «Катрина» — «Я Каролина Паркер: хорошая, безумная и прекрасная».
Невероятно активный актер Джеймс Франко дебютировал в режиссуре лентой «Сэл» про актера Сэла Минео, который играл с Джеймсом Дином в «Бунтовщике без причины», одним из первых в Голливуде публично раскрыл свою гомосексуальность и был убит грабителем в возрасте 37 лет.
Актуальное искусство приходит в кино не только в рамках затачиваемых под него «Горизонтов», но и в основном конкурсе. В нем участвует второй художественный фильм Стива Маккуина «Стыд». За предыдущий «Голод» британский современный художник получил «Золотую камеру» в Канне в 2008-м: картина про умирание на материале реальной истории фатальной тюремной голодовки одного из лидеров ИРА Бобби Сэндса впечатлила жюри, критиков и зрителей силой эмоционально-художественного воздействия (в том числе снятой одним планом семнадцатиминутной сценой беседы настроенного уморить себя голодом героя со священником).
Новый фильм Маккуина, в котором он помещает сексуально зависимого героя в инцестуально опасную ситуацию, вполне может стать большим событием.
Вообще конкурс богат именами. Жюри под предводительством режиссера Даррена Аронофски будет выбирать из 21 картины. Это и фильм открытия фестиваля «Мартовские иды» Джорджа Клуни про одну не слишком успешную предвыборную кампанию демократов. И «Опасный метод» Дэвида Кроненберга про Фрейда, Юнга и пациентку. И «Бог резни» Романа Полански про разные подходы к воспитанию. Плюс «Обжигающе горячее лето» Филиппа Гарреля (вновь с сыном Луи в главной роли, а также Моникой Беллуччи в роли его возлюбленной), «Темная лошадка» Тодда Солондза про неприкаянных тридцатилетних.
Также есть триллер об играх «холодной войны» — «Шпион, выйди вон!» Томаса Альфредсона, обретшего популярность шведским вампирским фильмом про нежный возраст «Впусти меня». А соавторы ирано-французского анимационного «Персеполиса» Марьян Сатрапи и Винсен Паронно экранизировали еще один графический роман первой, «Цыпленка со сливами», но на этот раз не в виде мультфильма, а в виде ленты с живыми актерами, в том числе Матьё Амальриком.
Интересен «Киллер Джо» Уильяма Фридкина. Режиссер «Французского связного» и «Экзорциста» в последний раз отметился триллером сильного воздействия про патологическую подозрительность «Глюки» и получил за него в 2006-м приз ФИПРЕССИ в Канне.
Теперь снял про молодого наркодилера, который заказывает убийце мать (она его обокрала), а в качестве залога отдает в сексуальное пользование исполнителю сестру.
Будет в конкурсе и картина на актуальную тему конца света — «4:44. Последний день на Земле» Абеля Феррары с идеальными для апокалиптических начинаний Уиллемом Дэфо и Пас де ла Уэртой. Способного выстроить тревожный замкнутый мир грека Йоргоса Лантимоса ждут с «Альпами», лентой про попытку заменить умерших: её так и не показали весной в Канне, где в 2009-м режиссер выиграл «Особый взгляд» с фильмом «Клык». Россию в этом году представляет «Фауст» Александра Сокурова — так завершается цикл, в котором фигурировали Гитлер, Ленин и император Хирохито.
Российское представительство не ограничивается конкурсной программой. В «Авторских днях», одной из параллельных программ фестиваля, покажут «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой и Ольги Дыховичной. Экзистенциальный триллер про женщину, насилие и обретение чувств на фоне Ростова-на-Дону участвовал в конкурсе «Кинотавра», где получил приз за операторскую работу.
В снятом на два фотоаппарата фильме весьма убедительно выстраивается тактильно ощутимая атмосфера непокоя.
В «Горизонтах» в качестве одного из спецсобытий покажут работу художника Юрия Лейдермана и режиссера Андрея Сильвестрова «Бирмингемский орнамент», сложенный из фрагментов, снимать которые авторы начали несколько лет назад в многонациональном британском городе. Вторым же фильмом открытия фестиваля станет документальная картина из внеконкурсной программы «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского: режиссер четыре года путешествовал по точкам мира, которые находятся ровно напротив друг друга на разных сторонах земного шара, образуя своеобразные пары.