Это работа Марка Миллара — одного из немногих комиксистов, известных даже людям, далеким от этого мира. И если не по фамилии, то по произведениям: он написал комиксы, ставшие основой «Особо опасного» и «Пипца». «Старик Логан» в этом списке тоже не затеряется — здесь есть все излюбленные темы Миллара и к тому же мощная основа в виде вселенной Marvel.
Правда, события происходят не в ней, а в альтернативном будущем спустя пятьдесят лет. На смену сияющим мегаполисам, которые защищают герои в плащах и трико, пришла выжженная пустыня с небольшими очагами цивилизации, которые контролируют суперзлодеи. Где-то в Калифорнии на маленьком ранчо живет бывший Росомаха, а сейчас фермер Логан с женой и детьми. Он отказался выпускать когти после трагического события полувековой давности и стал пацифистом, так что теперь его семью регулярно терроризирует живущая неподалеку банда выродившихся потомков Брюса Баннера (он же Халк), которая собирает с местных дань. Отчаянно нуждающийся в деньгах Логан соглашается провезти чемоданчик с чем-то очень важным на другой конец опустошенных штатов.
Все это Марк Миллар успевает рассказать еще в первом из девяти комиксов, из которых состоит «Старик Логан».
Оставшиеся восемь — это такой бодрый комикс-луна-парк. Главные аттракционы: драка с байкерами, гонка сквозь небоскребы, побег от гигантского тираннозавра, встреча с «президентом» и раскрытие тайны, что же произошло пятьдесят лет назад. При этом кровь на страницах прибывает с каждым выпуском, и к финальному герои начинают в ней буквально купаться — абсолютный рекорд российской комикс-индустрии. Здесь Миллару стоит благодарить канадского художника Стива Макнивена, благодаря которому это захватывает, а не вызывает отвращение.
Главное, за потоками кровищи и гипертрофированно резким даже по меркам жанра монтажом не пропустить любимую игру Миллара — деконструкцию супергеройского комикса.
Именно она сделала Миллара знаковой фигурой для индустрии в нулевые. В самом начале десятилетия он принял непосредственное участие в выводе Marvel из состояния жизнерадостного маразма девяностых, сопровождавшегося к тому же серьезным падением продаж. Для исцеления понадобилось поставить под вопрос базовые основы супергеройских комиксов. Почему в разборках с монстрами, способными своротить небоскреб, никогда нет случайных жертв? Подчиняются ли супергерои обычным государственным законам? Почему злодеи в сотый раз не учатся на собственных ошибках? Да и вообще, может ли человек в костюме летучей мыши (с когтями из рук, трусами поверх трико) быть психически здоровым? Из ответов на эти вопросы и состоят комиксы Миллара.
Конечно, рецепт этот придумал далеко не сам Миллар (достаточно вспомнить «Хранителей»), но предприимчивый шотландец понял, каких ингредиентов не хватает для коммерческого успеха — насилия и юмора.
В итоге получилась формула, идеально подходящая для экранизации, и которую он теперь использует буквально в каждой работе. Неудивительно, что сейчас киношники, похоже, готовы выкупить даже телефонный справочник, если он подписан Милларом: помимо сиквела к «Пипцу» в производстве сейчас еще два фильма по его сценариям к ненаписанным комиксам. Конечно, есть у этого и теневая сторона, в которую отчасти занесло и «Старика Логана», — одна из ключевых идей комикса один в один взята из «Особо опасного». Но ощущение дежавю все равно оказывается беспощадно раздавлено насыщенностью повествования, которая здесь у Миллара доходит до абсолюта.