В Вологде продают такое мороженое, за такие десять рублей, как будто Советский Союз еще возможен в одном отдельно взятом вафельном стаканчике. В Вологде дают такой капучино, как будто кинофестиваль VOICES в своем развитии решил миновать Роттердам и Карловы Вары, а нацелился сразу на Венецию. В Вологде дают призы таким фильмам, как будто молодое европейское кино снимается американскими «независимыми».
На втором фестивале VOICES победил британский «Тиранозавр» Пэдди Консидайна – похоже, прокатчики решили писать название фильма через одну «н», чтобы намекнуть на домашнюю тиранию и грубую мужскую слабость.
«Тиранозавр» получил Гран-при (30 000 евро, из них 10 000 – российскому прокатчику, компании P&I Film) и приз за лучшую актерскую работу Оливии Колман. Жюри уверяет, что решение было принято единогласно и мгновенно.
Фильм о девушке и ядовитой большой культуре — «К чему-то прекрасному» Лизы Лангсет — получил три приза: за режиссуру, за лучшую актерскую работу Алисии Викандер (стопроцентно заслуженно) и, ко всеобщему удивлению, приз зрительских симпатий. Приз за сценарий достался Бриджит Си за автобиографический фильм «Свободные руки», мучительную драму о том, как женщина-режиссер влюбляется в заключенного. Манера Бриджит Си, бывшей подруги режиссера Филиппа Гарреля (от этого союза родился арт-хаус-секс-символ Луи Гаррель), совершенно не напоминает о ее семействе, хотя на пресс-конференции она сказала: «Мое знание кино выстраивалось благодаря Филиппу. Я не пыталась воспроизвести его манеру, это невозможно, но я и не пыталась полностью освободиться от нее».
Очень жалко, что ничего не получила черная комедия «Залечь на дно в Дублине», хотя, конечно, она была слишком зрительской по сравнению с суровыми драмами-победительницами.
Награждение получилось исключительно женским, даже режиссера Пэдди Консидайна назвали в женском роде: не смогла, мол, приехать. Особенно обидно, что оба актерских приза ушли женщинам. Равных Алисии Викандер, конечно, не было, но мужиков обошли несправедливо. Жюри совершенно не заинтересовалось прекрасным Тони Сервилло, сыгравшим в «Спокойной жизни» роль мафиозо, сбежавшего из Италии в Германию и там начавшего новую жизнь. Брендан Глисон из «Залечь на дно в Дублине» тоже хорошо смотрелся бы в числе победителей. Но жюри устроило женский день, а потом еще объясняло, что очень уж сложные были роли у победительниц, как такое не наградить.
Мужикам, конечно, играть проще: пришел, убил, в тюрьму, в бега.
Зрителей на втором VOICES было гораздо больше, чем на первом, а в Череповце, где фестиваль проходит впервые, и вовсе полные аншлаги. Хотя звезды до Череповца не доехали – испугались злых вологодских дорог. Отвезли туда на встречу со зрителями только актрису Катерину Мурино. Возможно, был бы смысл сначала проводить фестиваль в Вологде, а потом устраивать показы в Череповце, чтобы организаторы не мотались туда-сюда, по дороге уговаривая хоть кого-нибудь к ним присоединиться.
Главной цитатой фестиваля надо, пожалуй, назвать высказывание программного директора VOICES Игоря Гуськова перед вечерним показом одной российской картины.
Обращаясь к билетершам, которые разбирались с кондиционером в зале, он попросил: «Пожалуйста, сделайте там похолоднее, а то мы часто дышим, когда волнуемся. А фильм идет два часа, волноваться придется».
На вечеринке после закрытия уже культовый режиссер Сергей Лобан с уже давно культовым режиссером, прошлогодним победителем, а нынешним членом жюри Сергеем Лозницей, перекрикивая громкую музыку, обсуждали новую румынскую волну. Бриджит Си позировала фотографам. Катерина Мурино благодарила даже незнакомых людей.
На председателя жюри Хью Хадсона все почему-то смотрели сурово, хотя и признавали «Тиранозавра» одной из главных удач британского кино последних лет.
Если VOICES продолжатся, они, возможно, станут самым интересным российским кинофестивалем – не только потому, что здесь есть где поволноваться, и не только потому, что звезды действительно готовы общаться с начинающими режиссерами. Организаторы VOICES понимают, зачем это все делается, даже если из круглого стола по вопросам ко-продукции получается что-то малоосмысленное, а показ конкурсного фильма задерживается на полчаса из-за отсутствия «людей с субтитрами». Все равно есть какая-то общая идея, вполне здравая: VOICES хочет стать площадкой по обмену опытом европейского кино, а не просто потусоваться, прорекламировать Вологду и самих себя.
А главное, в Вологде есть потрясающее мороженое в вафельном стаканчике.