Пети родился в 1924 году, и уже в раннем детстве проявилось его увлечение танцем. Эту страсть не разделяли его родители – они даже отправили сына на пару лет в пансион при монастыре. Все было тщетно: Пети проводил свободное время в кино на фильмах с Фредом Астером. В общем, страсть изжить не удалось, и отец, владелец пивной в центре Парижа, отвел мальчика на вступительные экзамены в школу при Гранд-опера. Отбор был строгий: в ученики принимались только трое претендентов, показавшие лучшие результаты; 9-летний Пети стал вторым.
В 16 лет он закончил обучение и был принят в кордебалет оперы; тогда же Пети создал свою первую постановку с участием Жанин Шарра – впоследствии она стала знаменитой балериной. Именно тогда отец смирился с профессией сына и даже начал выделять деньги на постановки. Мать Пети, дизайнер по профессии, которая ушла из семьи за несколько лет до дебюта сына на сцене Парижской оперы, также не осталась в стороне от его занятий танцем: по его просьбе она разработала модель балетной обуви Repetto.
Эта марка, которая выпускает и балетную одежду, существует и поныне: в ней танцевали Рудольф Нуреев и Морис Бежар, её закупает Мариинский театр, да и модницы всего мира давно таскают эти балетки не только на подмостках. Но вернемся к Ролану Пети.
Так получилось, что его дебют в большом балете совпал с началом немецкой оккупации Франции, и не заметить этого даже молодому и увлеченному танцем юноше было сложно. В своих воспоминаниях Пети описывал, как вместе с отцом спасал балеруна-еврея. Несмотря на оккупацию, развивалась и карьера: в 1943 году он получил первую сольную партию в балете знаменитого Сержа Лифаря «Любовь-волшебница». А год спустя, когда Лифаря обвинили в коллаборационизме (позже обвинение было снято), Пети вслед за своим кумиром покинул Оперу, чтобы вернуться лишь через 20 лет: в 1965 году он поставил экспериментальный «Собор Парижской богоматери» на музыку Мориса Жарра и даже недолго проработал руководителем этого уважаемого театра.
Но и после ухода из Парижской оперы он без работы не остался. Меньше чем через год Пети поставил свой первый большой балет «Комедианты» и создал собственную труппу «Балет Елисейских Полей», с которой в 1946 году сделал «Юношу и смерть» на музыку Баха по либретто Жана Кокто. В конце 40-х он создал еще одну труппу, «Балет Парижа», в которую он пригласил английскую балерину Марго Фонтейн. Впрочем, со знаменитостями Ролан Пети не прекращал работать никогда. Он сотрудничал с великим маргиналом-шансонье Сержем Гейнсбуром, модельером Ивом Сен-Лораном, скульптором Сезаром Бальдаччини (давшим имя премии французской киноакадемии), Пабло Пикассо, с французскими и американскими кинорежиссерами. Всего Ролан Пети поставил несколько десятков балетов в самых известных театрах Европы и Америки, в 1972 году основал Марсельский балет, которым руководил бессменно 26 лет: в нем он поставил такие спектакли, как «Кот в сапогах» и «Pink Floyd» на музыку одноименной группы.
Его деятельность отмечена национальными премиями и наградами Франции, а в 1974 году стал кавалером ордена Почетного легиона. Но признание ждало его не только на родине.
Невероятная активность Пети связала его в какой-то момент и с российским балетом. Еще в начале карьеры в школе Оперы его учителями были русские танцоры, он работал с «русским французом» Лифарем, который в 20-е годы был солистом «Русского балета» Сергея Дягилева. С годами эта связь только крепла. В 1967 году Пети пригласил Нуреева танцевать в своем спектакле «Потерянный рай» в лондонском «Ковент-Гардене», а Марсельский балет начался с постановки балета о Владимире Маяковском. У него танцевали Майя Плисецкая в «Больной розе» и Михаил Барышников в «Пиковой даме», Екатерина Максимова и Владимир Васильев в «Голубом ангеле». А в 1978 году Пети поставил в ленинградском театре имени Кирова, ныне «Мариинке», свой «Собор Парижской богоматери».
В 2002 году Ролан Пети стал единственным иностранным лауреатом Государственной премии РФ за постановку в Большом театре балета «Пиковая дама» на музыку Чайковского. Там же, в Большом, в 2004 году Пети поставил спектакль «Секреты балета: Ролан Пети рассказывает», в котором его артисты показали воспоминания мастера с помощью отрывков из его спектаклей.
В прошлом году Ролан Пети снова вернулся в свою родную Оперу и поставил на её сцене свои классические балеты «Юноша и смерть», «Встреча» и «Волк».
«Балет делается хореографом и танцорами, поровну. Талантливый хореограф ничего не сможет сделать с артистом, который его не понимает, и наоборот. В хореографии, как и в любви, должно быть двое», — говорил Пети, объясняя свой творчески метод, принесший ему славу. Этот принцип он доказал на собственном опыте. Он и его будущая жена французская балерина Зизи Жанмер вместе учились в балетной школе, вместе пришли в труппу Оперы, с ней Пети поставил «Кармен», которую в его сценографии неоднократно ставили ведущие театры мира.