Пол Грэй, бас-гитарист маскированных металлистов Slipknot, скончался от передозировки алкоголя и наркотиков в конце мая прошлого года. Теперь каждый концерт группы начинается с выноса вешалки с комбинезоном и маской свиньи, в которых артист выступал на протяжении всей истории группы. Печальное событие привело сразу к нескольким результатам. Во-первых, группа не стала рекрутировать нового басиста и с лакуной в звуковой стене справляется своими силами – достойный способ почтить почившего друга.
А во-вторых, несчастье сплотило музыкантов, которые в очередной (третий или четвертый) раз собирались разбрестись навсегда, но вместо этого отринули противоречия и отправились в «мемориальный» тур.
Московский же визит группы попал в еще один сюжет – импровизированную неделю ню-метала, начатую концертом System Of A Down, продолженную приуроченным к премьере «Трансформеров» приездом Linkin Park и вот теперь завершенную Slipknot. Фактически получилась такая ревизия позднего наследия MTV-метала (музыки, порожденной Limp Bizkit и Korn), тупиковыми ветвями эволюции которого оказались все три выступившие в столице группы. Интрига тут была даже не в том, кто интереснее играет или делает лучшее шоу (лучшее все равно у Бритни Спирс), а скорее в уровне востребованности — и вот тут Slipknot точно проиграли конкурентам. После выступления разогревающих питерских металлистов Amatory зрителей с верхнего яруса «Олимпийского» спустили на нижний — создать видимость наполненности получаши спорткомплекса. Всего два с половиной года понадобилось москвичам, чтобы позабыть былых кумиров.
Впрочем, количество заменили качеством: стоило музыкантам выйти на сцену, вся публика в едином порыве не только заорала, но вскочила, затопала, запрыгала. Причем так интенсивно, что ринувшаяся было усмирять смутьянов милиция, махнула на непорядок на трибунах рукой. Шансов действительно было немного: Slipknot, по своему обыкновению, играли громко и яростно, кардан барабанщика Джоуи Джордисона, кажется, не затихал даже между песнями, а перкуссионисты Крис Фэн (он же Пиноккио) и Шон Крэхэн (он же клоун) страховали товарища, если давление на зрительские перепонки начинало хоть чуть-чуть падать.
Проще говоря, в отличие от уровня популярности, творческий метод у группы остался примерно тем же: несмотря на все разговоры о любви к музыке, которые так любят Slipknot, она тут совсем не главное.
Эти уроженцы Айовы по-прежнему предлагают своему зрителю (быть просто слушателем недостаточно) вылизанный до формата семейного ток-шоу театр жестокости, помесь Slayer с «Ленинградом» — шапито-хоррор, одним словом. Звуковое сопровождение у этого представления соответствующее – это вроде бы и громко. и люто, но при этом вся агрессия будто уходит в землю или натыкается на невидимую преграду. Проще говоря, это была очень громкая, но очень безобидная музыка, вызывающая скорее улыбку и недоумение, чем священный ужас – в общем, ровно те чувства, которые могут вызывать взрослые мужчины, вырядившиеся в рабочие комбинезоны и нацепившие маски, чтобы вдоволь наораться дурными голосами.
Конечно, не обошлось и без обязательного переворота барабанной установки на 90 градусов (на бисовой «Surfacing»), но этот трюк при общем клоунадном настрое тоже воспринимался как милая шалость, а не как сверхчеловеческая смелость барабанщика Джордисона.
Есть, впрочем, у Slipknot и один неоспоримый (хоть и неочевидный для клоуна) плюс – искренность. Музыканты правда верят, что своей безобидной лютостью борются с продажным шоу-бизнесом и помогают молодому поколению идти своим путем, они правда радуются возможности попрыгать по сцене в дурацкой маске и в этом плане выглядят куда выигрышнее каких-нибудь Rammstein, которым для счастья вечно не хватает чего-нибудь фаллического. Ну а что касается востребованности, то москвичам, конечно, милее Linkin Park – они мягче, они пишут саундтреки. Впрочем, Slipknot тоже вполне могут подвизаться на этом поприще – например, в фильмах своего коллеги Роба Зомби.