Споры о том, так ли уж необходима Москве собственная художественная биеннале, постепенно остались в прошлом. И не то чтобы три минувшие интернациональные выставки прошли с таким триумфом, что всякие сомнения рассеялись без остатка. Просто стало понятно: биеннале при любом раскладе будут устраиваться и дальше, вне зависимости от критических мнений. Мероприятию регулярно выделяются средства из минкультовского бюджета (в этом году сумма государственного финансирования составляет 52 млн рублей, еще несколько миллионов образуются за счет грантов). У биеннале возникла своя инфраструктура; все местные художественные институции неукоснительно выражают готовность к сотрудничеству.
И раз уж столь счастливо сходятся интересы бюджетных учреждений, частных галерей и отдельных художников, то продолжать дискуссии о пользе биеннале для города и страны нет решительно никакого смысла. Что, впрочем, не отменяет надобности пристально вглядываться и оценивать происходящее.
Если иметь в виду грядущую биеннале, четвертую по счету, то время для оценок пока не настало. Сейчас можно лишь пересказать со слов устроителей, какой она им видится. Именно этой теме была посвящена пресс-конференция в здании Министерства культуры в Малом Гнездниковском переулке. Комиссар биеннале Иосиф Бакштейн и приглашенный куратор Петер Вайбель (человек весьма заметный на международной арт-сцене, ныне возглавляющий Центр искусства и медиатехнологий в Карлсруэ, Германия) попытались дать хотя бы минимальное представление о событии. Следует отметить, что слоган «Переписывая миры» был заявлен уже давно, однако мало кто понимал, что он подразумевает. Сейчас если и добавилась какая-то ясность, то разве что в культурологическом плане.
Петер Вайбель сообщил, что девиз прошлой венецианской биеннале Making Worlds показался ему надуманным, поскольку художники миров не создают, а лишь их интерпретируют или прогнозируют.
Посему слоган Rewriting Worlds представляется ему более убедительным. Конкретно в Москве предстоит «переписывать» модернистскую эстетику, не то чтобы полностью себя исчерпавшую, но ждущую новых трактовок и технологий. Едва ли не главным инструментом для такого рерайта куратор считает продвинутые медиа, в первую очередь дигитальные, однако специально оговаривается, что никакие техники не должны быть ущемлены в правах. «Мы не будем исключать из основного проекта ни скульптуру, ни живопись», – известил собравшихся Вайбель, добавив, правда, что в качестве стилеобразующего элемента выставки ему все-таки видится инсталляция.
Окончательный состав участников проекта пока не утвержден, но предварительные списки уже оглашены.
«Переписывать миры» планируют Нео Раух, Ребекка Хорн, Клэр Фонтен, Элмгрин&Драгсет – это, пожалуй, самые именитые из потенциальных гостей. Ведутся переговоры об участии опального китайца Ай Вейвея. Кстати, только что агентства сообщили, что власти Поднебесной выпустили художника из тюрьмы под залог, но едва ли этот факт повлияет на ход переговоров, поскольку речь идет не о приезде Ай Вейвея в Москву, а о показе его работ, которые хранятся в западных галереях... Другие фигуранты основного проекта не столь знамениты (во всяком случае, исходя из планетарного масштаба), но это отнюдь не означает, что их работы будут слабыми. Практика доказывает, что в сегодняшней художественной ситуации звучное имя – это лишь бренд, а вовсе не показатель авторской состоятельности. К тому же для любителей патентованных авторитетов будут предложены спецпроекты с произведениями Янниса Кунеллиса, Уильяма Кентриджа и некоторых других знаменитостей. Списочный состав опять-таки прорабатывается. На пресс-конференцию был приглашен только один из будущих участников биеннале – итальянский художник Армин Линке. Он рассказал вкратце о своем проекте под названием «Тело государства». Это продолжение фотографического исследования, начатого еще в 2006 году: автор документировал в Риме интерьеры госучреждений, олицетворяющих могущество власти. Нечто подобное Линке собирается проделать и в России: среди намеченных им объектов съемки Государственная дума, Большой Кремлевский дворец, Центр управления полетами и прочие символы незыблемости «вертикали».
Выставки биеннале пройдут на множестве площадок, особенно если учитывать параллельную программу.
Обещаны даже сопутствующие показы в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Киеве и Лондоне. Но основной проект реализуется все же в Москве и займет выставочные пространства в ЦУМе и в Центре дизайна Artplay, который располагается неподалеку от «Винзавода». Этот выбор стал следствием осознанной политики организаторов. Как выразился комиссар Иосиф Бакштейн: «Наша традиция – проводить каждую следующую биеннале на новой площадке». Надо сказать, что выставочный зал на последнем этаже ЦУМа уже принимал спецпроекты двух прежних биеннале. Хозяева же центра Artplay, который относительно недавно перебрался с улицы Тимура Фрунзе в промзону на Яузе, настолько воодушевились перспективой оказаться в фокусе всеобщего внимания, что рьяно взялись за реконструкцию бывшего фабричного здания, доселе заброшенного. Обещают уложиться в заданный срок. Дедлайн, между прочим, не за горами: биеннале открывается 22 сентября.