«Ось справедливости» — так называется возглавляемая Сержем Танкяном общественная организация, гремевшая в бушевской Америке митингами против всего плохого. System Of A Down – так называется главная группа Танкяна, к приезду которой москвичи были основательнейшим образом подготовлены певцом. На столичных подмостках он уже успел сыграть и металлического Пьеро в белом цилиндре, и слетевшего с катушек эстрадника с оркестром «Глобалис», теперь пришло время для главной роли, благо это лето стало летом кратковременного воссоединения System Of A Down.
Успех предыдущих мероприятий не оставлял сомнений в аншлаге – когда в «Олимпийском» погас свет, обитателям верхних трибун представилась даже более величественная картина, чем партеру, оказавшемуся в непосредственной близости от кумиров, поскольку такого людского моря площадка не видела давно. Обычно на больших концертах упрыгавшиеся фанаты имеют возможность отойти в сторонку, но здесь этот шанс был сведен к минимуму из-за переаншлага.
В общем, более достойного завершения европейского тура политизированный армянский металлический квартет выдумать точно не мог, поскольку ухода предыдущего президента США «Ось справедливости» уже дождалась.
Когда белый занавес с логотипом группы пал, а тени превратились в музыкантов, выяснилось, что Танкян до сих пор не вышел из образа – белая рубаха и аккуратная бородка напоминали о том, что перед москвичами не просто рокер, а большой артист с серьезным вокальным диапазоном (от рыка до почти сопрано). Его коллеги не мудрствовали и смотрелись, честно говоря, куда органичнее – мужчины в черном вообще естественнее выглядят на рок-сцене. Тем паче что программа концерта была, как и на остальных концертах короткого европейского тура SOAD, составлена из наименее изысканных номеров – из тех времен, когда коллектив проходил по рангу армянской версии калифорнийских же фанк-метал-троцкистов Rage Against The Machine.
Правда, если лидеру RATM Заку де ла Роше до сих пор хватает социальной злости и сил на следование идеям перманентной революции, то Танкян и так всегда придерживался мирно-анархических взглядов, а сейчас стал и вовсе благостен.
За отсутствием идеологической составляющей и межпесенных спичей, осталась только музыка, которая пятнадцать лет назад покоряла своей сложносочиненностью. Правда за эти годы мир, что называется, изменился. Металлом, совмещающим мощь Slayer с гармонической изобретательностью Фрэнка Заппы и атмосферой армянской свадьбы, уже никого не удивишь: представители жанра вроде каких-нибудь Black Dahlia Murder ежемесячно посещают с гастролями московские клубы. Причем System Of A Down в своей нынешней форме им, к сожалению, несколько проигрывает.
Дело в том, что высокотехничная музыка требует виртуозного исполнения – этим, кстати, берет Slayer: непонятно, как вообще человек может делать все это так быстро и громко — и уже даже неважно, насколько это тупо.
SOAD играли вальяжно и грязновато, не столько отбывали номер, сколько будто понимали, что стоит сыграть первые аккорды, как остаток песни сам собой прозвучит в разгоряченных фанатских головах. Танкян запросто глотал окончания (как в «Aerials»), а музыканты в запале путали ритм и периодически сбивались в полнейшую какофонию, которую не спасали даже трели фронтмена. Конечно, поклонникам было довольно и того, что было, но разнообразие концертной жизни закалило даже их, поскольку раньше невозможно было представить, чтобы человек вышел с шоу любимой группы со словами: «Всё, за…ло… Уши болят».