Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Мэпплторп мертв, а я еще нет

В продаже книга Патти Смит «Просто дети»

В продаже книга Патти Смит «Просто дети» — автобиография культовой американской рок-певицы и поэтессы и одновременно литературный памятник одному из главных людей в ее жизни — покойному фотографу и художнику Роберту Мэпплторпу.

Не знать Патти Смит не зазорно. Она не стремилась к звездности, не мечтала стать рок-музыкантом, вообще бросала музыку и сцену, когда жизнь тянула ее к другим ценностям, а возвращалась без особого фурора. Она могла бы стать Брюсом Спрингстином в юбке, но не стала — в том числе и потому, что юбки недолюбливает. В сухом остатке пяток альбомов, первый из которых — «Horses» — считается одним из самых важных в истории рок-музыки. Ее песни перепевали десятки более популярных артистов (Борис Гребенщиков, например, обязан ее «Ghost Dance» своей «Рок-н-ролл мертв»), и сейчас уже почти неловко (настолько это стало общим местом) вспоминать ее прозвище — Крестная мать панк-рока.

Знаменитого фотографа Роберта Мэпплторпа в России не знают вовсе, если не считать, конечно, узкого круга любителей фотографии и искусствоведов.

Широкая публика (в том числе российская) точно видела как минимум одну работу Мэпплторпа — хрестоматийный портрет Энди Уорхола, попавший в десятку самых дорогих лотов за всю историю аукционов фотоискусства. Но в остальном популяризация Мэпплторпа — дело будущего, учитывая, что как художник он был намного более радикален, чем «жесткий эротик» Хельмут Ньютон.

В 1998 году (на пороге XXI века!) в Англии разгорелся скандал: студентка Бирмингемского университета решила для своей дипломной работы по искусствоведению распечатать фотографии Мэпплторпа; лабораторный техник, оскорбленный содержанием изображений, настучал в полицию, и та потребовала от университета уничтожить альбом, с которого студентка переснимала фотографии. Конфликт удалось уладить без либрицида, но через год похожие претензии к книгам Мэпплторпа возникли у блюстителей нравственности и морали в Австралии.

Об этом стоит вспомнить, читая первые строчки книги Патти Смит: «О Роберте сказано много, а будет сказано еще больше.

Юноши будут подражать его походке. Девушки будут надевать белые платья и оплакивать его кудри. Его будут проклинать и боготворить. Осуждать или романтизировать его крайности. В итоге правду о нем узнают через его творчество: произведения художника — это и есть его материальное тело. Тело, которое не чахнет. Тело, которое люди судить не властны: ведь искусство поет о Боге и по большому счету только Ему и принадлежит».

Патетика этих слов не должна вводить в заблуждение: за исключением вышеприведенного пассажа, «Просто дети» — хладнокровное, чуждое вычурности и какого бы то ни было позерства, откровенное, но в то же время крайне целомудренное повествование. Американская Национальная книжная премия 2010 года была присуждена ей не за музыкальные заслуги, а за несомненный литературный талант, ставящий «Просто детей» в ряд лучшей мировой мемуарной прозы.

Причем начинается книга почти невзрачно, даже банально: детство, семья, первая беременность и отказ от ребенка, невозможность жизни в провинциальном городке.

Смит надо «в Нью-Йорк, в Нью-Йорк», и ей это все-таки удается, несмотря на нищенское существование. А потом она встречает Мэпплторпа, и все меняется — и в ее жизни, и в восприятии книги. Не меняется только уникальный авторский тон, сочетающий чувственность и отстраненность. Возможно, в этом все и дело — суметь написать о себе и отношениях с дорогим тебе человеком так, будто ты остался в детстве: радости и горести твои собственные, воспоминания о них никуда не делись, они много раз пережиты и отрефлексированы, но они детские. Как бы детские.

«Мы листали альбомы дадаистов и сюрреалистов, под утро сосредоточились на рабах Микеланджело. Безмолвно впитывали мысли друг дружки. Когда настал рассвет, заснули в обнимку. А когда проснулись, он поприветствовал меня своей лукавой улыбкой, и я поняла: вот мой рыцарь. И, словно так и надо, мы остались вместе: расставались, только когда шли на работу. Ни о чем не уговаривались — просто оба поняли, что в нашей жизни должно быть так».

Характер отношений Патти и Роберта невозможно описать в двух словах — собственно, об этом ею и написана целая книжка с первой до последней страницы. Если пытаться перевести их в систему привычных координат, получится плоско и путано: друзья, любовники, партнеры, сожители, участники творческого союза, антагонисты, брат и сестра, мать и сын, музыкант и продюсер, художник и муза. Лучше уж как в заглавии — «просто дети».

Связь между ними становилась почти иллюзорной, но никогда не прерывалась ни из-за нескольких романов и замужества Патти, ни после того как Роберт открыл в себе гомосексуальность.

«Из Сан-Франциско Роберт вернулся одновременно торжествующий и встревоженный — такое было впечатление. Я надеялась, что он вернется другим человеком. Так и оказалось, но реальность не совпала с моими ожиданиями. Роберт словно бы светился, стал больше похож на себя прежнего, со мной был ласков как никогда. Да, в нем проснулась сексуальность, но он все равно надеялся, что мы изыщем способ продолжить наши отношения. Я сомневалась, что смогу принять его новое самоощущение, а он — мое. Пока я колебалась, он познакомился с неким Терри и впервые в жизни завел настоящий роман с мужчиной».

На самом деле «третьим» в отношениях Патти и Роберта всегда был Нью-Йорк конца 60-х — начала 70-х годов. Они никуда не ездили вместе и воссоединялись только в «Большом яблоке». Они и выросли на Нью-Йорке отеля «Челси» и его постояльцев: Дженис Джоплин и Джимми Хендрикса, Энди Уорхола и Аллена Гинзберга. С Джоплин они выпивали в одном кабаке, Мэпплторп боготворил Уорхола, Смит к поп-арту относилась равнодушно, зато дорожила знакомством с Хендриксом и после его смерти именно в его студии записывала свой первый альбом.

Повествование обрывается концом 70-х, когда она, неожиданно для себя самой, стала рок-музыкантом. О своей новой жизни, в которой она счастливо вышла замуж и родила еще двух детей, она принципиально почти ничего не пишет, за исключением последнего акта их с Робертом истории. Мэпплторп умер в 1989 году от СПИДа, вскоре после смерти своего многолетнего партнера и мецената Сэма Уэгстаффа.

Продолжения автобиографии Патти Смит не будет. «О том, кто стал моим мужем, я напишу только одно: он был царь среди человеков, и люди узнали его».

Фред «Соник» Смит, которого Патти называет «своей последней любовью», скоропостижно умер всего через пять лет после Мэпплторпа.

В последние годы Патти Смит занимается активной общественной деятельностью, изредка дает концерты. Впрочем, осталось в ее жизни место и для литературы: сейчас она заканчивает детективный роман в духе Конан Дойля и Микки Спилейна.

Новости и материалы
Маск одним словом отреагировал на новость о рождении у него 13-го ребенка
Ученые обнаружили грибы, способные разрушать пластик в океане
Еще одно землетрясение произошло у побережья южных Курил
Нетаньяху призвал разоружить «Хезболлу»
Apple отложила дату выхода части нейросетевых функций
Глава МИД Франции прокомментировал позицию ЕС по территориальным уступкам Украины
Появилась карта интересующих Трампа ресурсов Украины
Названы три серьезных неисправности автомобилей LiXiang в России
Во Франции подтвердили, что Париж проведет саммит ЕС по безопасности
Путин наградил медалями Пушкина троих казахстанцев
Шторм выбросил на пляжи Кубани новые фракции мазута
Ученые выяснили, как долго длится «послевкусие» от секса
В Британии предсказали ухудшение позиций ВСУ к лету
Житель Белгородской области получил ранение в результате удара ВСУ по машине
Украинского баскетболиста сняли с поезда по пути в Латвию
Пятеро мигрантов изнасиловали школьницу в российском городе
Президент Финляндии прокомментировал проведение Мюнхенской конференции
Нетаньяху: поддержка США поможет Израилю достичь целей в Газе
Все новости