Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Ромео минус Джульетта

«Не сдавайся» Гаса ван Сэнта открыл программу «Особый взгляд» Каннского фестиваля

Дневник Каннского фестиваля: новый фильм Гаса ван Сэнта «Не сдавайся» рассказал о том, что было бы, если бы у Джульетты был рак мозга и друг камикадзе-призрак, но все равно оказался нежнейшей историей любви.

Встретились мальчик с девочкой и понравились друг другу. Гуляли, держались за руки, целовались, заставляли себя выговаривать непривычные слова «бойфренд» и «герлфренд». Обычное дело. Перестанет ли оно быть обычным, если выяснится, что местом первой их встречи была панихида? Что мальчик недавно похоронил родителей, погибших в автокатастрофе, а у девочки рак мозга, и через несколько месяцев она умрет? Сюжет-то все равно вечный – или, скажут другие, избитый. Ну да, подростковая любовь потому так трогательна, что долго не длится, и хеппи-энд для нее возможен один — смерть. Это еще Шекспир понимал.

Только ему казалось, что главное в истории Ромео и Джульетты – дурацкая вражда Монтекки и Капулетти. Сегодня всем понятно, что главное – то, что они умерли.

«Не сдавайся» Гаса ван Сэнта, с одной стороны, подытоживает многолетние изыскания режиссера, которого со времен его дебюта «Mala Noche» всегда интересовала формула «умри молодым». С другой стороны, даже в сравнении со «Слоном» («Золотая пальмовая ветвь» в Канне) или «Параноид парком» (спецприз жюри здесь же) новая работа – камерная, домашняя, интимная. Недаром режиссер выступил тут в неожиданном качестве соавтора музыки – и снималось кино практически у него дома, в его родном городе Портленд, что в штате Орегон. Потому таким логичным кажется включение картины в «Особый взгляд» вместо помпезного и часто претенциозного основного конкурса.

В кульминационный момент фильма его главный герой должен выйти на трибуну и сказать речь.

Однако слова на ум не приходят — он просто стоит и глупо улыбается. В сущности, это было бы самой адекватной реакцией и на фильм ван Сэнта. В начале 2000-х модный режиссер начисто поменял стиль, перейдя от мейнстрима американского «независимого» кино к загадочным медитативным полотнам, навеянным творчеством Белы Тарра. Однако та фаза тоже оказалась переходной. Получив главный каннский приз, ван Сэнт снова обратился к мейнстриму, но переосмысленному, очищенному от пошлости и штампов. Второй раз подряд ему удается неслыханный трюк: взяв тему и сюжет, которые в исполнении любого другого автора были бы унылым набором стереотипов, он создает трогательное, тонкое и вместе с тем простое кино. «Харви Милк» оказался фильмом отнюдь не о защите прав гомосексуалистов, а о природе времени, «Не сдавайся» не о защите прав раковых больных, а о природе любви. И времени, и смерти – все это слишком тесно связано.

Вместе с изумительным оператором Харрисом Савидесом («Слон», «Последние дни») ван Сэнт идет по узкой тропе над океаном – и не разу не оступается: ни минуты фальши в его картине нет.

Есть, впрочем, один эпизод, предстающий чистой слезовыжималкой, но по его завершении оказывается, что режиссеру удалось нас обмануть: герои репетировали свой уход из жизни и сами осеклись посреди сцены, почувствовав ненатуральность жестов и реплик. Исполнители, кстати, исключительные. Миа Васиковска после «Деток в порядке», «Алисы в Стране чудес» и «Джейн Эйр» наконец-то показывает себя многоплановой актрисой с огромным потенциалом. Ее партнер дебютант Хенри Хоппер достоин своего великого отца Денниса Хоппера. Которого он, кстати, потерял примерно в том же возрасте, в котором расстался с родителями его герой. Хочется верить, что это было не расчетливым шагом со стороны режиссера или его директоров по кастингу, а трагическим совпадением.

Канны обожают любые рифмы и переклички. Одновременно с картиной ван Сэнта в конкурсе представили драму шотландской постановщицы Линн Рэмси «Нам надо поговорить о Кевине». Изворотливая, композиционно сложная картина рассказывает о судьбе матери подростка, устроившего побоище в школе, убившего заодно отца с сестрой и севшего за это в тюрьму. Похожую тему ван Сэнт брал приступом в «Слоне». В той картине отсутствие каких бы то ни было объяснений страшной катастрофы было несомненным плюсом: завороженный смертью режиссер не разбрасывался обвинительными вердиктами. В этом даже филигранная актерская работа Тильды Суинтон не может снять ряда вопросов, в частности не сошел ли мальчик с ума, не просмотрели ли это родители и психиатры?

Ни социальных, ни экзистенциальных обобщений в тщательном наблюдении Рэмси не заметно, по выходе из зала фильм оставляет неприятное ощущение пустоты.

Картина-элегия ван Сэнта, напротив, полна не только нежности, тепла, юмора, но и восточного стоицизма, воплощением которого становится еще один герой – Хироши, призрак тинейджера-камикадзе, погибшего во время Второй мировой и ставшего лучшим другом влюбленных подростков. Американский режиссер с упорством и отвагой настоящего камикадзе составляет свой фильм из элементов, давным-давно ставших приметами дурного вкуса, — и возвращает им первоначальный смысл. Простой и прекрасный, как битловская «Two of us», под звуки которой начинается фильм.

Новости и материалы
В двух областях Украины объявлена воздушная тревога
Кустурица планирует снять фильм по Достоевскому в Москве
Выпускникам дали советы, как без паники успеть подготовиться к поступлению
В Липецке отменили красный уровень угрозы дронов
Ученые назвали тип сна, улучшающий работу мозга
Сенатор США заявил о возможном соглашении с Украиной могут о полезных ископаемых
У посольства Израиля в столице Иордании произошла стрельба
Bloomberg раскрыл план Байдена по Украине до прихода Трампа
Ученые нашли пещерный «цех» неандертальцев по производству клея
Россиянам назвали три главных признака токсичной работы
Во Франции раскритиковали американского сенатора за слова о санкциях против союзников
В украинском городе Ромны произошли взрывы
В МИД заявили о намерениях России внедрять систему «Мир» в странах Азии
В Букингемском дворце прекратят государственные визиты
Российские генетики утроили эффективность лечения одного из типов рака
В Сумах на Украине произошли взрывы
Синоптик пообещал москвичам минусовые ночи до начала декабря
Земные микробы успешно прижились на грунте с астероида Рюгу вопреки усилиям ученых
Все новости