В четверг состоялась XXIV церемония вручения призов кинематографической премии «Ники» — по традиции основной интригой было, как распределятся призы киноакадемии Алексея Баталова и премии Юлия Гусмана в сравнении с выбором других киноакадемиков, награждающих «Золотыми орлами».
Как, вероятно, и любую другую церемонию, эту можно смотреть как некое сценическое действие с объявлением лауреатов или увлечься конспирологией и искать в результатах тайного голосования проявление предполагаемой оппозиции.
Сценическое действие с годами мало меняется: есть бессменный ведущий Юлий Гусман, к нему прилагаются меняющиеся по ходу действия (выдержать хронометраж программы целиком может только сам основатель и худрук) соведущие: в этом году номинантов объявляли Мария Шукшина, Юлия Снигирь, Ксения Собчак и Алиса Хазанова.
После того как Юлий Соломонович шутками, прибаутками и угрозами усадил-таки зрителей на места (процесс занял минут двадцать и повторился после антракта), с десятиминутным стихотворным прологом выступил Михаил Олегович Ефремов. Авторство стихов, разумеется, принадлежало Дмитрию Быкову, а темой выступления стал разбор современной кинематографической и, шире, общественной ситуации в том духе, что все повторяется, но качество повторов падает: «Мы все живем внутри ремейка... я сам ремейк».
Тему самокритики позднее подхватил приглашенный резидент Comedy Club, сценарист и артист Семен Слепаков, который напомнил, что к кино имеет отношение только одним фильмом, который к тому же присутствующим не нравится («Наша Раша: яйца судьбы»), и споет песню на популярную тему «Русское кино в жопе».
Если попытаться описать происходившее на сцене вкратце, то делилось оно на удивительное (Борис Берман и Ильдар Жандарев долго шутят про отсасывание яда из попы номинированной актрисы Ксении Раппопорт), товарищеское (приютивший премию Театр оперетты обеспечил и декорациями, и номерами из своего репертуара) и потустороннее (исполнение песни «Проститься», во время которого голос солиста группы Uma2rmaH Владимира Кристовского сменяется голосом ушедшей Людмилы Гурченко, а на экран проецируются фрагменты ее актерских работ).
Если возвратиться к интриге, то противостояние двух премий — уже настолько полно раскрытый в прошлом сюжет (вспомнить хотя бы отказы Никиты Сергеевича от номинаций на «Нику»), что участники церемонии могли бы договориться и делегировать дежурную шутку на эту тему кому-нибудь одному.
Но нет, конкурирующую фирму помянули не раз — можно даже было бы учредить отдельную номинацию за лучшее выступление по теме. Приз, бесспорно, достался бы актеру Евгению Миронову («Утомленные солнцем-2: Предстояние»), который, принимая награду за роль второго плана, осведомился, не позвали ли Никиту Сергеевича, тут же объяснил, что шутит, и поблагодарил отсутствующего режиссера.
Другой бродячий сюжет запустил Алексей Герман-младший. Перед тем как объявить победителя в номинации «Открытие года» (им стал режиссер «Другого неба» Дмитрий Мамулия), он прочитал короткую отповедь дурным временам, в которые не повезло начинать свой путь в кино сегодняшнему поколению, и напомнил, что надо поддерживать дебюты.
Ближе к концу вечера на его призыв откликнулся новый директор Департамента кинематографии Министерства культуры Вячеслав Тельнов, который пообещал такую поддержку.
Получавший приз за лучший фильм года («Край») Алексей Учитель, кажется, заподозрил в призыве поддержать молодых желание обобрать тех, кто постарше, и с упреком поинтересовался шансами на поддержку для тех, кто в дебютанты уже не попадает, но еще полон сил. Подытоживая, полный сил режиссер посетовал на то, что все чего-то делят, и призвал жить дружно.
В принципе, ничего невероятного в его предложении нет даже с точки пресловутого сюжета про две премии. На «Орле» приз за лучший фильм достался ленте «Как я провел прошлым летом» Алексея Попогребского, а Алексей Учитель получил приз за режиссуру — на «Нике» слагаемые переставили: лучшим фильмом назвали «Край» Учителя, а за режиссерскую работу наградили Попогребского. Пожалуй, наиболее точно содержание «противостояния» сформулировал односторонне общительный усатый мужчина со значком партии ЛДПР на лацкане клетчатого пиджака.
Он делился со всеми желающими переживаниями по поводу теплого полусладкого шампанского как признака неизбывного «совка», но признавался в любви тесному и душному Театру оперетты и вручаемой здесь «Нике» — это демократичнее и душевнее, чем у Михалкова с вездесущей охраной и понтами.
То есть в итоге все сводится к выбору компании на вечер. Одна с неизменными шутками Юлия Соломоновича и еще более неизменным капустником в духе ютюбовской видеожабы (для тех, кто никогда не видел, это такая нарезка из коллажей и переозвученных видеофрагментов, в которой чередуются шутки про тандем, снимок Берлускони с рукой на промежности и зарифмованное с рекламой «Газпрома» телеобращение Малышевой про пускание газов). Другая... Ну, тоже с усами, в общем.