По просьбам близких Людмилы Гурченко церемония прощания с актрисой, которая состоялась сегодня в Центральном доме литераторов, прошла без гражданской панихиды – не было слов со сцены, её коллеги не говорили речей. Всё отведенное на церемонию время было отдано людям – поклонникам её таланта, самого разного возраста, от стариков до тех, кто родился уже не в СССР, народной артисткой которого была Гурченко. Она и осталась народной.
Тысячи людей шли на Большую Никитскую к ЦДЛ, чтобы отстоять длинную очередь, начинавшуюся еще на Садовом кольце. Они несли цветы и венки – и к окончанию церемонии последняя сцена актрисы совсем скрылась под ними, осталась лишь дорожка, по которой тек людской поток. А в это время на большом экране показывали отрывки из её фильмов и выступлений.
Попрощаться с Людмилой Марковной приехали её друзья и коллеги, среди которых были актеры Александр Калягин и Сергей Юрский, режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков и Сергей Соловьев; Филипп Киркоров и Кристина Орбакайте; была и делегация от правительства Москвы. Не все стали общаться с журналистами в такой день, но тот, кто решился на это, находил особые слова.
Телеведущий Дмитрий Дибров сказал, что Гурченко «показала русской женщине, что можно быть не забитой и в бигудях, а высокой, сильной и красивой, способной тянуть всю страну на своих плечах». Он вспомнил, что во время одной из его передач, на которую он пригласил актрису, его поразил поток ненависти, пришедший на редакционный пейджер. «Есть медные трубы, которые сегодня звучат, а завтра не звучат.
И на каждый миллион почитателей найдется десять тысяч скотин, но они будут самыми активными. Она знала это, но продолжала петь военные песни. И зависть забудется, а её чудесный голос останется с нами», — выразил надежду Дибров.
«Меня совсем не удивляет эта невероятная толпа, которая выстроилась на этой и соседних улицах. Она ее заслужила», — сказал Сергей Юрский и добавил, что всегда восхищался актрисой. Михаил Жванецкий заявил, что вместе с Гурченко ушел золотой век.
«Мне довелось много раз сниматься с нею на телевидении, выступать вместе на концертах. Он была очень добрым, дружелюбным человеком, она достойно прожила свою жизнь», — сказал о Гурченко народный артист Азербайджанской ССР Полад Бюль-Бюль оглы.
Бывший министр культуры России Михаил Швыдкой рассказал, что актриса всю жизнь доказывала, что «Карнавальная ночь» Рязанова не была случайностью. «Она доказывала, что является не просто актрисой, которая умеет петь и танцевать, а выдающейся драматической актрисой», — сказал он.
Швыдкой напомнил, что Гурченко ушла из жизни на «удивительном подъеме творческих сил», вспомнив о её режиссерском дебюте – фильме «Пестрые сумерки», который вышел в конце прошлого года.
Четырех часов прощания людям не хватило – организаторы за час до окончания приняли решение больше никого не пускать в очередь. В 14 часов гроб с телом актрисы вынесли из дома литераторов. Актриса похоронена на Новодевичьем кладбище, рядом с Вячеславом Тихоновым и Татьяной Шмыгой.