В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) начинает работу выставка номинантов VI Всероссийского конкурса «Инновация-2010». Конкурс непростой – в отличие от камерности прошлых лет, подробности работы оргкомитета, экспертного совета и представительного жюри освещались всеми СМИ практически без исключений. Причиной повышенного интереса стало, как это ни обидно остальным конкурсантам, включение в шорт-лист по категории «Визуальное искусство» акции арт-группы «Война» под названием «Х.. в плену у ФСБ».
Даже не само включение, которое прошло вполне в духе госпремии, а последующие события, когда «Война» регулярно исчезала из списка номинантов и вновь появлялась в нем.
И нет ничего удивительного, что собравшиеся на предвыставочную пресс-конференцию журналисты, вежливо заслушав сухие донесения об её открытии, тут же поинтересовались, что там с «Войной» — вернулась ли она в шорт-лист и вообще. Организаторам пришлось рассказывать о своем видении ситуации и принятых решениях, с чем они справились на «троечку». Выяснилось, что «Война» только всех запутала – никто не знает, кто в ней состоит, и найти человека, облеченного правом говорить от имени всей группы, так толком и не удалось. Но брать на себя груз ответственности оргкомитет не захотел и передал участь «Войны» на повторное голосование экспертного совета. Оба члена оргкомитета на вопрос номинатора арт-группы Евгения Уманского о том, как собираются голосовать эксперты, ответили, мол, естественно, за.
Таким образом, официальное восстановление скандальной акции в списках номинантов можно было считать состоявшимся.
Но вот в этом-то, по словам Михаила Миндлина, председателя оргкомитета премии, и заключается проблема. В том случае, если номинацию выиграет «Война», вручать премию будет просто некому. «Премия оплачивается из бюджетных средств, и прийти за ней должен либо весь авторский коллектив, либо человек, нотариально уполномоченный коллективом. Иначе деньги просто вернутся в бюджет, все 400 тысяч», — объяснил Миндлин, а организаторы в лице художника Константина Худякова пообещали, что в следующем году правила будут изменены таким образом, чтобы исключить подобные коллизии. «Если Минкульт не решит вообще закрыть премию», — добавил Миндлин.
Насколько велика вероятность получения анонимной «Войной» заветной премии, можно было оценить на той самой выставке, ради которой и была организована пресс-конференция.
В номинации «Визуальное искусство» помимо всем известного участника представлены еще четыре автора, трое из которых уже становились лауреатами премии.
Андрей Монастырский получил её в прошлом году в категории «Теория, критика, искусствознание»; на этот раз он предложил посмотреть свою инсталляцию «Коридор КД» — обширное напоминание о временах группы «Коллективные действия», которое просто не поместилось в пространстве ГЦСИ и представлено лишь слайд-шоу и видеоэкскурсией, которую проводит сам художник. Любопытно, что эта работа также едва не стала поводом для скандала: Монастырского обвинили в том, что он единолично использует бренд КД, но всё улеглось буквально за один день. Тем более что Монастырский будет представлять Россию на грядущей Венецианской биеннале.
Группа «Синий суп» выиграла премию в этой номинации в 2007 году. Сейчас она показывает видеоинсталляцию «Без названия», которая представляет собой сформированный с помощью высоких технологий трехмерный пейзаж, а для его просмотра у входа в закуток заботливо предложены двухцветные очки.
Лауреат того же года в категории «Новая генерация» Ирина Корина представила «Показательный процесс» — огромный сетчатый куб с трехметровыми гранями, заполненный вытекающим через ячейки пластилином (или чем-то, очень на него похожим). Творческое объединение художников «Куда бегут собаки» показывает инсталляцию «Поля 2, Кум» — экраны, на которых можно понаблюдать поведение намагниченной жидкости.
На фоне навязчивого использования достижений науки и монументальных произведений акция «Войны», представленная видеороликом с процесса рисования фаллоса, выглядит несколько сиротливо, что искупается финальными кадрами подъема Литейного моста.
Небольшое пространство выставочного зала ГЦСИ не позволило развернуть экспозиции номинантов полностью. Все кураторские проекты, к примеру, представлены только в виде видеороликов с комментариями. В маленьком загончике лежат на столе пять книг, представленных в номинации «Теория, критика, искусствознание». Из «региональных проектов» широко представлена лишь «Фотофобия-3» Олега Бляблиса. Кстати, эта номинация тоже не обошлась без протестных акций – в ней участвует «Монстрация» Артема Лоскутова.
Больше всего места – помимо главной категории – организаторы выделили только «Новой генерации», в которой соревнуются пять проектов молодых художников. «Продолжение осмотра» Ани Желудь съежилось в углу, чтобы символизировать собой не пустоту, а тесноту; Полине Канис вполне хватает места, чтобы изображать Волка из советской игры «Ну, погоди» и ловить в подол падающие яйца, а RADYA из Екатеринбурга вообще обошелся двумя фотографиями, чтобы показать, как опоры моста были раскрашены под домино. Не хватило места и Арсению Жиляеву с «Разумным эгоизмом», а вот самолеты из «Зала ожидания» Максима Свищёва вполне комфортно устроились прямо на стене выставки.
Выставка продолжится до 8 мая, а 7 апреля будут объявлены победители премии за 2010 год.