Столичную арт-хаусную мекку, кинотеатр «35 мм», было не узнать. Вместо привычного интерьера с мраморными полами и пуфиками зрителей встречали затянутые в черное девушки и предлагали пройти в лабиринт. Пространство кинотеатра было пересечено такими же, как и платья хостес, черными полотнищами, и потому после лабиринта с несколькими развлекательными инсталляциями (в рамках одной из них предлагалось, например, посмотреть в иллюминатор на пучащего глаза голого мужчину) и раскрашенными светящейся краской проводниками гости оказывались полностью дезориентированы. Все эти преобразования были приурочены к премьере проекта «Эксперимент 5ive» — проспонсированного жвачной компанией Wrigley альманаха из пяти пятиминутных фильмов, снятых Петром Бусловым («Бумер» и долгожданный «Высоцкий»), Александром Велединским («Живой»), Андреем Звягинцевым («Возвращение»), Игорем Волошиным («Я», «Олимпус инферно») и Алексеем Попогребским («Как я провел этим летом»).
Отправной точкой каждого фильма является сцена проявки полароидного снимка, который кладут в черный конверт, который обязательно должен попасть в руки герою — чтобы там он нашел свое фото, сделанное в это самое мгновение.
Идея проекта — в демонстрации того, что такое непредсказуемость. В остальном, как клянутся режиссеры, им была предоставлена полная свобода, и этим уверениям нет причин не поверить. Так, Звягинцев сделал старорежимную ресторанную зарисовку о человеческих отношениях (весьма глубокомысленную для пятиминутного ролика), Буслов — короткий этюд о писателе на Гоа (с сюжетом, будто выжженным индийским солнцем), а Велединский попробовал себя в жанре комикса про уличных художников.
Работы Волошина и Попогребского оказались, пожалуй, самыми амбициозными. Снятая во Франции волошинская «Атлантика» (первый проект его собственной киностудии Bulldozerfilms) рассказывает про радиста, ждущего сигналов с «Титаника» в 2014 году. Героя сыграл любимый актер Леоса Каракса («Любовники с Нового моста», «Токио») Дени Лаван. В беседе с корреспондентом «Парка культуры» режиссер рассказал, что в свой фильм постарался уместить сразу две любимых темы — двойственность реальности и судьбу «Титаника». Получилось или нет — судить зрителю, но «Атлантика» — единственная короткометражка, которую жалко портить спойлерами.
Наконец, Попогребский реализовал давнюю, как выяснилось, мечту — снял в 3D фильм про столкновение плоского и объемного миров, который получился самым простым и в то же время самым эффектным.
Надо сказать, что ни в одной из частей альманаха не встретить продакт-плейсмента. Да и вообще о рекламном оттенке всего предприятия напоминали разве что титры. Нечто подобное уже делала компания Philips, хотя там перед режиссерами было поставлено несколько больше условий. Здесь же — в чистом виде «спонсорское» кино, почти меценатство, с чем согласились и встреченные после премьеры картины Игорь Волошин и Петр Буслов. Оба режиссера относятся к проделанной работе не как к рекламным роликам, но как к полноценным, хоть и небольшим фильмам. «Для меня очень важен этот момент — слияния двух неслияемых культур — серьезного кинематографа и некоего медиамонстра. То есть когда рекламный мир соприкасается с миром искусства, без введения всяких рамок со стороны заказчика, я думаю, что это сотрудничество будет иметь развитие», — считает Волошин. Буслов согласился с коллегой и добавил, что, по его мнению, такое спонсорское кино скоро найдет какую-то свою жанровую структуру.
«Я не знаю, будут ли полнометражные проекты такого рода, но какая-то форма, которую сейчас нащупали, — форма альманаха — она мне кажется по-своему идеальной», — поделился с «Парком культуры» Буслов.
Остается добавить, что после широкоэкранной премьеры все пять фильмов были выложены в сеть и их можно увидеть на сайте проекта. Впрочем, его устроители уверяют, что это на этом эксперименты не закончатся — продолжения предлагается ждать через пару месяцев.