История художественной биеннале в Венеции, насчитывающая уже 116 лет, тесно связана с понятием «национальные павильоны». Вплоть до последнего времени не подвергалась большим сомнениям идея о том, что международная экспозиция формируется в первую очередь усилиями стран-«акционеров». Положение дел существенно изменилось в 1999 году, когда родилась концепция «главного проекта». Ее смысл состоял именно в том, чтобы представлять современное искусство напрямую, от имени независимого куратора, то есть без участия государственных институций разных стран.
А теперь уже все громче раздаются голоса, призывающие вообще упразднить деление биеннале по национальному признаку. Мол, к чему эти ветхозаветные условности в эпоху глобализации?
Однако дирекция биеннале на подобные призывы пока что не ведется. Более того, куратор нынешней выставки Биче Куригер (если быть точным, Беатриче Габриелла Ливия Куригер) решила уделить теме национальной идентичности повышенное внимание. Глобализация глобализацией, а корни корнями. Правда, в заявленном девизе «ILLUMInations» слово «nations» читается все-таки во вторую очередь, а основную смысловую нагрузку несет понятие «illumination», означающее в английском языке не только «освещение», но и «просвещение».
Короче говоря, «свет народам» – почти как учение марксизма-ленинизма.
Для рассказа о том, что конкретно должно стоять за игрой слов, в Москву прибыли вышеупомянутая Биче Куригер и президент Венецианской биеннале Паоло Баратта. Следует отметить, что это первый случай презентации форума на территории России. Отсюда маленькая, но авторитетная «агитбригада» двинется по более привычным адресам – в Лондон, Париж и Нью-Йорк. Скорее всего, формат пресс-конференции будет везде одинаковым. Как и в Москве, Баратта поведает всем об идейных установках и технических параметрах 54-й биеннале, а Куригер поделится некоторыми подробностями своего проекта. Из названных на презентации цифр наиболее любопытны две. Количество стран-участниц, которые представят свои выставки в начале июня, возросло до 88, что почти на десяток больше, чем два года назад. В частности, впервые в планетарном смотре художественных сил будут фигурировать Андорра, Бангладеш, Индия, Ирак, Зимбабве, Южная Африка. Поскольку собственных национальных павильонов, как и у большинства других государств, у них в Венеции нет (строений такого рода, расположенных в саду Джардини, насчитывается всего лишь 28), то новичкам придется или арендовать помещения в городе, или рассчитывать на благосклонность администрации форума, иногда подселяющей проекты из стран третьего мира к кураторской выставке в Арсенале.
Последняя, как уже говорилось выше, будет носить название «ILLUMInations» и будет включать произведения 82 авторов из разных частей света. Биче Куригер сделала особый акцент на том, что многие из этих художников еще очень молоды.
Например, единственной российской участнице основного проекта Анне Титовой исполнилось 28 лет, что для арт-сцены совсем не возраст. Почему именно на нее пал кураторский выбор, Куригер уточнять не стала, сообщив лишь, что работы Титовой ей понравились. Собственно, этого аргумента вполне достаточно, поскольку куратор имеет полномочия отбирать художников по собственному усмотрению, не спрашивая ничьего мнения. В свою очередь, рекомендации Куригер в отношении национальных павильонов тоже носят факультативный характер и вполне могут быть проигнорированы. Другое дело, что без особой нужды на конфликт с куратором лучше не нарываться. Во всяком случае, нынешний российский проект «Пустые зоны», состоящий из мультимедийных инсталляций от Андрея Монастырского и группы «Коллективные действия», высочайшее одобрение, вероятнее всего, уже получил. Мини-презентация этой выставки (правда, без каких-либо новых подробностей, если иметь в виду февральскую пресс-конференцию в Минкульте) прошла здесь же, в итальянском посольстве, сопровождаясь благожелательными кивками со стороны Куригер и Баратто.
Одна из новаций, предложенных нынешним куратором биеннале, состоит в реализации принципа «парапавильонов», то есть выставочных пространств, обустроенных по проектам самих художников.
Причем такие площадки предполагают не только сольные, но и коллективные показы. По мнению Куригер, такой подход ведет к дополнительному высвобождению творческих возможностей разных авторов. А это и есть тот фактор, который крайне необходим в эпоху противостояния «антиискусству». Куратор полагает, что проходят времена, когда художники адресовались в первую очередь социуму, пренебрегая цеховыми проблемами. Теперь же вектор развития направлен на реабилитацию профессии художника как таковой. Не исключено, конечно, что Биче Куригер выдает желаемое за действительное, но, по крайней мере, один радикальный ход, подкрепляющий ее позицию, она уже анонсировала. В этом году на выставке «ILLUMInations» кроме работ современных авторов будут демонстрироваться три полотна Тинторетто. Для кого-то они исполнят роль камертона, кому-то покажутся примером постмодернистской «игры в классики». За одно можно поручиться: живопись Тинторетто выставку не испортит.