Простую американскую семью постигло несчастье. Где в это время был папа – бог весть (видимо, много работал), но факт остается фактом: маму похитили марсиане. Сыну Майло ничего не остается, кроме как быстро собраться и отправляться вдогонку. Выясняется, что на Марсе все-таки есть жизнь, но она не кипит, а мрачно тлеет. Под поверхностью, в коридорах и гигантоманских залах марсианского технограда, маршируют стройными рядами марсиане, а точнее — марсианки. С огромных экранов к женским массам обращается Управляющая — старая карга с железной хваткой.
Уровнем ниже — свалка: горят мусороперерабатывающие реакторы, приплясывают первобытные марсианские растафарианцы — единственная роль, которой достойны марсианские мужики.
«Тайна Красной планеты» — показательный для диснеевской мультлинейки продукт, способный угодить буквально всем возрастам. Для детей имеются забавная мифология (дети на Марсе появляются раз в 25 лет – прорастают на грядках), бодрая череда трехмерных погонь и ненавязчивая мораль про важность семьи. Людям старшего школьного возраста тоже есть чем поживиться: по всей картине щедро разбросаны цитаты — от «Звездных войн» до «Матрицы».
Ну а взрослые сквозь разноцветные стекла стереоскопических очков могут, если пожелают, увидеть совсем другое кино.
Тем более что вылавливать недетские подтексты и намеки в детских мультфильмах спорное, но презабавное занятие, а «Тайна красной планеты» для таких дел — образцовый полигон. Невесть как оказавшийся на Марсе (догадаться, впрочем, несложно) землянин-подпольщик (Дэн Фоглер) мнит себя агентом миссии по противостоянию марсианской коммунистической заразе: «Ты слышал, что Марс называют Красной планетой?» — привет политическим аллюзиям в фантастике времен «холодной войны». По жесткости тоталитарный марсианский режим напомнит Северную Корею: несанкционированная куча-мала подлежит разгону, единственный пример неповиновения режиму — марсианский Бэнкси, бомбящий (буквально) серые стены граффити с хипповским уклоном. Хорошо хоть мужское население не жгут за ненадобностью вместе с мусором.
Впрочем, идеологическая суть кино решительно ни для кого не загадка, вопрос лишь в том, чем остаются в истории те же «Звездные войны» — агиткой или фильмом, на который можно отправиться в субботний вечер вместе с ребенком.
Приятно, что в случае с «Тайной красной планеты» на весь этот актуальный контекст можно не обращать никакого внимания: в конце концов, режиссер Саймон Уэллс приходится внуком не какому-нибудь едкому карикатуристу, а великому поклоннику марсиан – писателю Герберту Уэллсу. И так же как и в какой-нибудь «Войне миров», отсылки к современности лишь подстегивают авторскую фантазию и работают в конечном счете не на рост национального самосознания, а на общую красочность истории о том, что, да — мамы заставляют выносить мусор и есть брокколи, но без маломальского порядка не будет завтраков, игрушек, объятий и сказок на ночь.