Воскресная церемония вручения премий «Оскар» от американской киноакадемии, по оценкам американских изданий, полупровалилась, во всяком случае, в той части, которая касалась телевизионной трансляции. Прямой репортаж из голливудского театра «Кодак» посмотрело на 7% меньше зрителей, чем в прошлом году, – 37,6 миллиона человек, или 21% домов США. В 2010 году за противостоянием «Аватара» Джеймса Кэмерона и «Повелителя бури» Кэтрин Бигелоу наблюдали 41,3 миллиона (23,3% домов).
Снижение телеаудитории самой значимой кинопремии года произошло на фоне повышения аналогичных показателей у «Золотого глобуса», «Грэмми» или финала суперкубка по американскому футболу.
Впрочем, глава киноакадемии Том Шерак большой трагедии не увидел. «Я думаю, это только начало, а всё должно где-то начинаться. А если что-то не сработало – мы исправим», — сказал он в интервью, предложив отложить какую-либо критику до обсуждения церемонии на совете киноакадемии. Причины для относительного спокойствия у Шерака вроде бы есть. Разумеется, рейтинги трансляции упали – но только по сравнению с прошлым годом, при этом оказавшись выше, чем двумя годами ранее. Приход «Оскара» на новые площадки также не остался незамеченным – блог на Twitter оказался одним из самых рейтинговых во время церемонии.
Да и само падение числа зрителей не выглядит катастрофичным: количество зрителей в самой привлекательной для рекламодателей категории 18–49 лет составило 11,7% вместо прошлогодних 12.
Одной из причин снижения зрительского интереса к церемонии можно считать её предсказуемость, что отмечается во многих статьях, посвященных прошедшему вручению кинонаград. Кинокритик Роджер Эберт назвал победу большинства лауреатов «ожидаемой». В целом с ним, наверное, согласятся и букмекеры, которые фактически угадали большую часть победителей, а значит, выиграли в своей игре. Большая же часть претензий по шоу относилась к ведущим, которыми на этот раз стали Энн Хэтэуэй и Джеймс Франко. Отзывы на церемонию оказались просто разгромными.
«Это было самое плохое шоу, которое я когда-либо видел. Некоторые победители были великолепны, раздача наград была красивой, но шоу выглядело как всплывший утопленник», — едко заметил кинокритик Роджер Эберт.
Hollywood Reporter описал её как «одну из худших трансляций «Оскара» за всю историю», New York Times поспешила сообщить, что «заигрывание с молодежью выглядело просто болезненно». Журнал Time отметил беспомощность Франко.
На стороне ведущих выступили только обозреватели из Entertainment Weekly, которые назвали Хэтэуэй и Франко «изумительными ведущими», конферанс которых был «забавным, сбалансированным, расслабляющим и умным».
Кроме того, отмечалось, что не ведущие испортили церемонию – по мнению издания Huffington Post, это сделали сценаристы, плохо продумавшие ход шоу, и оно бы оказалось неудачным и при любых других кандидатурах.
Церемонию вручения «Оскара» традиционно доверяли комикам. В прошлом году это был Стив Мартин – правда, в паре с Алеком Болдуином, а Билли Кристалла, который вел церемонию восемь раз, газета NY Times назвала последним из великих ведущих «Оскара». Доверив церемонию молодым актерам, киноакадемия пошла на определенный риск, а Франко подлил масла в огонь, заявив за пару недель до шоу в интервью Vanity Fair: «Кого волнует, даже если эта церемония окажется самой плохой?» Риск, по большому счету, не оправдался.
Первой ласточкой было интервью Франко, которое он дал за кулисами церемонии: актер выглядел скованным и зажатым. Ничего не изменилось и с выходом на сцену, вскоре после начала шоу Франко словно потерял к нему интерес, и Энн Хэтэуэй пришлось делать всё за двоих. Он послушно переодевался в Мэрилин Монро, но больше внимания уделял своему телефону, отправив два десятка фотографий плохого качества в твиттер. Без его поддержки Хэтэуэй пришлось несладко – и особенно ярко это проявилось, когда на сцену вышел тот самый Кристалл, показавший молодым коллегам, как именно нужно «держать» аудиторию. Не справилась Хэтэуэй и с Кирком Дугласом. Она не нашлась, что ответить, когда 94-летний легендарный актер спросил её: «Где ты была, когда я снимался в кино?»
Обозреватели припомнили церемонии и другие ошибки. К примеру, лауреатка «Оскара» за лучшую женскую роль Мелисса Лео стала первым человеком в истории телетрансляций «Оскара», который выругался со сцены – правда, режиссеры успели «запикать» слов на букву «F». Джеймс Франко сообщил собравшимся, что он часто ругается и в жизни, и на экране, поэтому сейчас делать этого не будет. Поругали критики и музыкальный номер Гвинет Пэлтроу – впрочем, делая скидку на то, что в музыке она относительный новичок, в отличие от кино, где актриса однажды даже получила «Оскар».
«Если вы ничего не делаете – вас критикуют, если вы делаете что-то – вас тоже критикуют. Но мы хотим развиваться», — философски заметил в ответ на все выпады Том Шерак.
В любом случае в отзывах на церемонию преобладает мнение о том, что эксперимент с актерами-ведущими, как написал журнал Time, «в значительной степени потерпел неудачу». Агентство Reuters разместило статью «Верните комиков», в которой вспомнило старые добрые времена, шутки Боба Хоупа, который вел церемонию восемнадцать раз (в том числе и первую телетрансляцию), конферанс Вупи Голдберг, Джонни Карсона или Джона Стюарта. Автор статьи выразил надежду на то, что в следующем году вести «Оскара» доверят Рикки Джервейсу – его, конечно, поругали за то, что он вытворял на «Золотом глобусе», но пусть и издевательский, но живой конферанс, на взгляд издания, выглядит предпочтительней попыток Хэтэуэй и Франко из хороших актеров стать плохими ведущими.