В субботу на сайте Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) появилось короткое сообщение о том, что работа арт-группы «Война» «Член в плену у КГБ» исключена «из числа заявок, допущенных к участию в конкурсе, и, как следствие, из списка номинантов VI конкурса «Инновация». Причиной этому послужило то, что участники арт-группы не дали своё согласие на участие в конкурсе, а из публикаций в СМИ организаторы сделали вывод, что никто из них такого согласия никогда и не давал.
Как уверяют организаторы в сообщении, с 14 февраля они неоднократно обращались и к самим художникам с просьбой дать письменное согласие, и к их номинаторам (члены экспертного совета Арсений Сергеев и Евгений Уманский) – с просьбой повлиять на подопечных, но никакого ответа не получили. Такое игнорирование правил конкурса и привело к исключению «Войны» из списков – теперь в номинации «Произведение визуального искусства» осталось только четыре участника.
Участник «Войны» Алексей Плуцер-Сарно в своем дневнике на livejournal.com отреагировал на действия организаторов конкурса очень эмоционально. Он написал, что работа снята «тайным приказом Минкульта», а весь последний месяц на него «оказывалось давление» со стороны ГЦСИ, чтобы он сам снял работу.
Кроме того, он привел письмо из отдела художественных программ ГЦСИ, где крайним сроком было указано 28 февраля – правда, это письмо было посвящено предстоящей выставке номинантов, и в нем говорилось лишь о характере предстоящей презентации. Ответ же Плуцера-Сарно, в котором – помимо иллюстративного материала – выслано формальное согласие группы на участие в конкурсе, датирован вечером 26 февраля.
Источник, близкий к арт-группе, сообщил «Парку культуры», что организаторы премии пытались связаться с «Войной» в пятницу, 25 февраля, но как раз в этот день двое участников группы выходили из СИЗО. Сами организаторы премии давать комментарии по этому поводу отказались, предложив следить за новостями на сайте.
Впрочем, независимо от того, какие письма выложил в личный дневник Плуцер-Сарно, времени на выдачу согласия участникам конкурса дали очень мало. Архитектор, художник и куратор Юрий Аввакумов рассказал «Парку культуры», что 24 февраля к нему обратился директор Музея современного искусства Василий Церетели, который номинировал на премию его выставку «День открытых дверей». Он сообщил о новых правилах и попросил его согласия на участие в выставке и конкурсе. Вечером того же дня Аввакумов ответил на письмо из ГЦСИ по электронной почте – и этого оказалось достаточным для того, чтобы подтвердить своё участие. Вместе с тем, по словам куратора, сложившаяся ситуация угнетает. «Премия, конечно, достаточно молодая. Но вместо того, чтобы признаться, что процедура согласования между заявителем и заявляемым еще не совершенна, ГЦСИ вдруг неожиданно сочиняет процедуру и навязывает её участникам. Причем навязывает тем, у кого реально стесненные обстоятельства. Наоборот, нужно было войти в их положение, поскольку слова «отказ» нет нигде, только в статьях в некоторых СМИ», — сказал он.
Для себя Аввакумов уже принял решение. «Если ничего не изменится в ближайшее время, день-два, я лично отказываюсь от участия в номинации», — заявил он.
Об этом он также оставил запись в своем журнале на livejournal.com, где написал: «Не проявить в этой ситуации цеховой солидарности, значит, признать победу бюрократии над искусством».
«Это неопрятно, непорядочно и заставляет думать, что в этом есть какой-то политический смысл и какой-то заказ Министерства культуры. И я в такой ситуации участвовать не хочу... Я своей выставкой уже доволен. О ней хорошо писали критики, её посетили больше 60 тысяч человек. Если дадут премию – хорошо, но все, кто номинируется, свою порцию адреналина и удовольствия получили», — сказал Аввакумов.
Ситуацию, по его видению, изменить просто.
«Достаточно, чтобы ГЦСИ отозвал своё субботнее письмо, для этого не нужно никаких раздумий или заседаний», — считает куратор.
Еще один участник конкурса, куратор и критик Антонио Джеуза, трехтомник которого, посвященный истории российского видеоарта, представлен в категории «Теория, критика, искусствознание», солидарен с коллегой. «Он всё правильно сделал. Я поддерживаю его поведение и тоже буду снимать свою кандидатуру», — сказал Джезуа, отметив, что сделает это только в случае, если будет четко показано, что они убраны с конкурса с нарушениями, а сами при этом не возражают против участия в премии.
Джезуа также подтвердил «Парку культуры», что к нему письмо с просьбой подтвердить своё участие пришло недавно – примерно четыре дня назад.
Решение Аввакумова поддержал и номинировавший «Войну» куратор Евгений Уманский, замдиректора по творческо-выставочной деятельности калининградского филиала ГЦСИ. «Это право любого из номинантов. И очень важно, что в России сегодня появляется гражданское мнение и гражданская позиция у художников», — сказал он в беседе с корреспондентом «Парка культуры», сообщив, что, по его информации, подобный демарш собираются сделать и другие члены шорт-листов.
«Единственная проблема, которая возникла, – это что он (Плуцер-Сарно – «Парк культуры») своё официальное письменное согласие прислал чуть позже, чем нужно: надо было 25-го вечером, а он прислал 26-го утром», — уверен Уманский.
Он считает, что опоздание было использовано оргкомитетом премии «Инновация» для формального снятия группы с конкурса. «После того как в прессе появились негативные комментарии Плуцера о Минкульте и о премии, то министерство адекватно отреагировало. Но все понимают, что это не совсем корректное снятие», — сказал он.
Уманский не знает, будет ли возвращение «Войны» в шорт-лист. «Наверное, есть какое-то влияние на оргкомитет каких-то властных структур, потому что произошло это очень неожиданно. Это решение выглядит скоропалительным», — заключил он.
«Парк культуры» будет следить за развитием событий.