Доктор Мартин Харрис (Лиам Нисон) с супругой Элизабет (Дженьюари Джонс, известная по роли Бэтти Дрейпер в «Безумцах») приезжает в Берлин на биологический конгресс. Все с ходу идет наперекосяк: Элизабет нервничает из-за того, что в отеле их отказываются селить в забронированный номер, а Мартин не может найти в багаже кейс с документами. Поймав такси, герой бросается в аэропорт и попадает в аварию. Очнувшись в больнице после четырехдневной комы, Харрис обнаруживает, что его отсутствие никого не взволновало. Более того, Элизабет при встрече удивленно бросает: «Мы знакомы?» И представляет ошарашенного героя своему мужу — Мартину Харрису.
«Неизвестный», определенно, находится в родственных отношениях со спродюсированной Люком Бессоном «Заложницей» Пьера Мореля.
Там герой Нисона поднимает на уши Париж, чтобы отыскать похищенную дочь, здесь — Берлин, чтобы вернуть украденную идентичность. Но если «Заложница» скорее сестра «Неизвестного», то его отец, конечно, «Неистовый» Романа Полански, в котором американский кардиолог, пожаловавший во Францию на медицинскую конференцию, тщетно ищет потерявшуюся жену. Однако количество кинематографических подражаний и аллюзий в «Неизвестном» не повод брезговать этим фильмом. Бывший рекламщик, Жауме Коллет-Серра сочетает мастеровитость со свежестью взгляда. Мало того что в жанре триллера он чувствует себя как рыба в воде, он обладает еще и приятным умением удивлять, что доказало позапрошлогоднее «Дитя тьмы», перевернувшее с ног на голову страшилку о дьявольском ребенке.
В «Неизвестном» Коллет-Серра исполнил похожий трюк: взял за основу избитый сюжет с амнезией — и в результате предъявляет твист, затейливости которого позавидовали бы и Дэвид Финчер, и Найт Шьямалан.
Конечно, сама история — заслуга не вполне режиссерская: фильм снят по рассказу француза Дидье ван Ковелера. Однако точность, с которой Коллет-Серра отмеряет время и нагнетает ожидание перед тем, как вытащить из рукава очередной козырь (а их у него, поверьте, целая колода), уже исключительно его личное достижение. Детали этого детективного конструктора подогнаны так ловко, что, прокручивая в голове фильм снова и снова, вы не заметите ни стыков, ни шероховатостей. И, что удивительно, совершенно фантастический рассказ (с генетическими чудесами, арабскими шейхами, погонями и перестрелками) аккуратно вписан в окружающую реальность.
Прилежный ученик Полански и Хичкока, Коллет-Серра ткет параноидальную паутину прямо из будничного воздуха большого города, где кто-то из толпы обязательно сверлит тебя взглядом, кто-то начинает звонить по телефону, чьи-то шаги настигают в переходе метро.
Как продукт типично европейский, «Неизвестный» не только боевик, детектив и психологический триллер, но и немного социальная драма. В расследовании герою Нисона помогает нелегалка из Боснии (Диана Крюгер), которая живет в трущобах и в минуту откровенности показывает кривые расчеты: работая день и ночь, она скопила 2000 евро, и нужно еще столько же, чтобы купить паспорт. А бывший сотрудник «Штази» Юрген (его играет Бруно Ганц, ангел из «Неба над Берлином») проводит параллель между судьбой Харриса и исторической амнезией: Германия точно так же вычеркнула из памяти свое прошлое. Тот же Юрген отвечает в фильме за юмор. «Махорка убила больше русских, чем Сталин», — со знанием дела рассказывает он. А вот его авторитетное мнение об автомобиле «Волга» — это то, что, право, лучше слышать своими ушами.