Вечером 1 февраля открылся кинофестиваль в Белых Столбах, а прямо перед его открытием премьер-министр России Владимир Путин в статусе председателя провел заседание правительственного совета по развитию отечественной кинематографии. В состав совета, напомним, входят и чиновники, и представители киносообщества: вице-премьер Александр Жуков, министр культуры Александр Авдеев, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков, режиссеры Валерий Тодоровский, Владимир Хотиненко, Карен Шахназаров, глава созданного в прошлом году Киносоюза Борис Хлебников.
Основную часть заседания составил доклад председателя. В первую очередь Владимир Путин сообщил, что на поддержку кинопроизводства в 2011 году будет выделено более 4,3 миллиардов рублей, из которых около 1,4 миллиарда будет направлено через Министерство культуры. Эти данные есть в постановлении правительства, подписанном в декабре 2010 года; там, правда, говорилось, что через Минкульт будет направлено вдвое меньше денег. Но основная проблема, по мнению премьер-министра, не в количестве средств.
«Главный вопрос – насколько эффективно эти средства будут использованы», — сказал Путин.
Он отметил, что при старой системе поддержки можно было получать неплохой доход от самого процесса производства, не пытаясь завоевать зрительскую аудиторию, а небольшая доля отечественного кино в кинотеатрах (в 2010 году из 338 фильмов лишь 69 были отечественными) вызвана нежеланием кинопрокатных компаний «связываться» с заведомо убыточными и скучными картинами.
«Уже не раз картины с громкими именами на афишах, с серьезным пиаром и многомиллионным бюджетом, состоящем в том числе и из государственных средств, зритель откровенно игнорировал», — сказал Путин, добавив, что государство не должно что-либо искусственно ограничивать или устанавливать квоты для отечественных фильмов.
Кроме того, Владимир Путин предложил удвоить число кинотеатров.
«В 2010 году в России насчитывалось 2245 кинозалов. При этом все они сосредоточены в 137 городах страны, а городов в России более тысячи — и это только городов. По предварительным подсчетам, чтобы удовлетворить существующую потребность, мы должны открыть еще как минимум столько же кинозалов. Но и это будет раза в три меньше, чем в развитых странах», — подчеркнул премьер-министр.
В процессе совещания получил одобрение правительства проект развития региональных кинотеатров «Киносити», разработанный режиссером Федором Бондарчуком, основателем сети кинотеатров «Кронверк Синема» Эдуардом Пичугиным и продюсером Сергеем Сельяновым. Он предполагает строительство залов в больших и маленьких городах. Там, где проект не сможет окупиться даже за десять лет, будет нужна финансовая поддержка государства.
Министр культуры Александр Авдеев сказал, что систему господдержки можно улучшить, применив систему налоговых льгот и изменив механизм поощрения кинематографистов.
«Мы склонны улучшать критерии отбора, чтобы они были консенсусными», — сказал министр.
Он также отметил, что необходимо скорректировать систему налогообложения, предусматривающую льготный порядок только для фильмов, созданных с участием фонда. Его поддержал и Владимир Путин.
На совещании одобрено решение о создании на базе АФК «Система» и киностудии «Ленфильм» акционерного общества с государственным участием.
О необходимости этого сказал Александр Авдеев. По его словам, предложения внесены в правительство в декабре прошлого года.
Наконец, еще одним вопросом повестки заседания стала проблема кинообразования, поднятая продюсером Сергеем Сельяновым. Сельянов посетовал, что сценаристы не умеют писать сценарии и не понимают, как это делать. Проблема, по словам Сельянова, в отсутствии технологического подхода в кинопроизводстве, в утере сценарной школы. Как рассказал продюсер, многим режиссерам приходится выходить из положения за счет собственноручного написания сценариев, что не является решением проблемы. С ним согласился и режиссер Павел Лунгин. «Речь идет даже не о гениальных, а просто о хороших сценариях. Речь шла о том, что явно не хватает ВГИКа и петербургского института, нужно в областных и республиканских центрах создавать факультеты кино», — прокомментировал итоги заседания «Парку культуры» Лунгин. С ним согласился и Валерий Тодоровский, отметивший на заседании, что в Америке 168 университетов, в которых учат написанию сценариев.
Борис Хлебников, председатель альтернативного Союзу кинематографистов Киносоюза, возможности выступить так и не получил, но в беседе с корреспондентом «Парка культуры» сообщил, что все главные вопросы были подняты и без его участия.
«Краткий итог совещания довольно бодрый. Потому что всё, что, мне казалось, будет проходить с конфликтом или боем, было высказано практически сразу и принято», — прокомментировал режиссер выступление Путина.
Надо сказать, что времени не хватило не только Хлебникову. Доклад об итогах года председателя Фонда поддержки отечественного кинематографа Сергея Толстикова также не был зачитан: его решено заслушать на следующем, осеннем заседании совета. Впрочем Валерий Тодоровский считает, что сейчас попытки подвести итоги деятельности Фонда были бы преждевременными. «Оценка деятельности Фонда может произойти не раньше осени этого года: кино делается долго, и проекты, которые Фонд профинансировал, еще не вышли и не имеют никаких показателей, ни художественных, ни кассовых, — сообщил корреспонденту «Парка культуры» режиссер. – Вот на следующем заседании может быть много интересного, потому что люди смогут сесть и посмотреть – а что же сделано? Сейчас пока что сделано очень мало», — резюмировал Тодоровский.