В воскресенье, 30 января, завершился американский фестиваль независимого кино «Сандэнс». Номинаций на фестивале почти столько же, сколько и фильмов, поэтому отметим лишь самые важные. Лучшим фильмом фестиваля была признана романтическая драма «Как сумасшедший» с Антоном Ельчиным и Дженнифер Лоуренс, в которой два влюбленных студента вынуждены проверить чувства расстоянием. Также наградой была отмечена сыгравшая в ленте Фелисити Джонс. Главный приз в американской документальной секции получила картина «Как умереть в Орегоне». Этот штат — первый, где легализовали эвтаназию: фильм рассказывает несколько историй о смертельно больных жителях Орегона и их добровольном уходе из жизни. Победителем международной игровой программы стала норвежская черная комедия «Ужасно счастливы», а в секции международной документалистики
жюри отметило картину совместного англо-американского производства «В ад и обратно» о военных, приехавших из Афганистана и пытающихся адаптироваться к мирной жизни.
Режиссерский приз достался дебютанту Шону Дуркину за драму «Марта Марси Мэй Марлен», героиня которой вырвалась из пут религиозного культа, но никак не может придти в себя. В этом фильме сыграла младшая сестра звезд семейных мелодрам середины 90-х («Двое: я и моя тень»), близняшек Мэри-Кейт и Эшли Олсен — Элизабет Олсен, которая, хоть и не получила на фестивале никаких призов, стала едва ли не главным открытием «Сандэнса-2011». В программе этого года она появилась сразу в двух фильмах — «Марте Марси» и ремейке уругвайского триллера «Тихий дом» — и критики отметили ее игру в обеих лентах. А вот игра Кэти Холмс, наоборот, удостоилась весьма нелестных отзывов. Говорят, с показов картины «Ничей сын» Дито Монтиеля («Бой без правил») убегали и критики, и зрители, и дистрибуторы.
Впрочем помимо Холмс в фильме сыграли Аль Пачино, Жюльет Бинош, Рэй Лиотта и Ченнинг Татум, и с таким звездным составом «Ничей сын» без проблем найдет покупателя.
«Сандэнс» — это не только кино, но и бизнес. Самые яркие фильмы программы фестиваля уже обзавелись дистрибуторами. Например, ленту «Как сумасшедший» купила Paramaunt, «Марту Марси» — Foх, а HBO приобрел права на документальную ленту «Проект Ним», получившую режиссерский приз в секции международной документалистики, — рассказ о культурологическом эксперименте, в ходе которого детеныша шимпанзе вырастили в человеческой семье, словно обычного ребенка. Компания братьев Вайнштейн купила два фестивальных хита — «Мой брат идиот» и «Детали». Дела у компании в последнее время шли не слишком гладко, но сделки на общую сумму порядка $14 млн позволили The New York Times выйти с заголовком «Вайнштейнов рано списывать со счетов».
Как отмечают аналитики, судя по количеству сделок на «Сандэнсе», интерес к инди-кино на подъеме. Цены в этом году, впрочем, гораздо ниже докризисного пика, когда фильм «Маленькая мисс Счастье» был куплен за $10,5 млн. Объясняется это тем, что кризис уничтожил многих мелких дистрибьюторов, а сами фильмы научились снимать дешевле — картины, которые стоили порядка $3 млн, сейчас делают меньше чем за миллион. Особенно это заметно по секции Next, которая была учреждена в 2010-м для фильмов с бюджетами меньше $500 тысяч.
Если в прошлом году фильмы этой программы по качеству разительно отличались от лент из других программ, то в этом, утверждают аналитики, разница уже незаметна.
В поисках новых форм взаимодействия и сотрудничества «Сандэнс» расширяется на восток и в социальные сети. Фестиваль заключил соглашение с индийской корпорацией Mahindra: компания обязуется ежегодно награждать грантами на «Сандэнсе» четырех режиссеров, а «Институт Сандэнс» разворачивает свои программы в Индии. Что касается социальных сетей, то «Сандэнс» на пару с компанией Facebook организовал специальные семинары, на которых режиссерам рассказывали о возможностях продвижения картин через блоги и интернет.
Ну а самым популярным ньюсмейкером стал, пожалуй, Кевин Смит, который для продвижения своего антиклерикального хоррора «Красный штат» собирается обойтись без платной рекламы, пользуясь твиттером, подкастами и соцсетями.
Автор «Клерков» продал права на дистрибуцию картины самому себе за $20 и заявил, что рекламные кампании, превышающие стоимость производства фильма, — порочная практика. Режиссер, назвавший свою стратегию «Инди 2.0», не собирается потратить на промо ни цента: он планирует провести показы «Красного штата» в крупных городах и раскручивать фильм через социальные сети. На фоне этой маленькой революции в дистрибуции толпа баптистов, протестующая против «Красного штата», оказалась и вовсе мелочью.