Ирландия, IX век. Брендан — юный послушник в аббатстве Келлс, настоятель которого целыми днями возводит стены, чтобы защититься от неминуемого нашествия норманнов. Он не выпускает Брендана за пределы монастыря, но однажды у ворот появляется Эйдан с острова Ионы — легендарный иллюстратор (или, точнее, «иллюминатор») и хранитель великой Книги, про которую известно лишь, что она призвана «нести свет в эти темные времена». Эйдан берет Брендана в ученики и посылает на прогулку в лес, где мальчик сводит знакомство с проказливой феей Эшлинг.
Журнал Empire поставил Эшлинг на 45-е место в топе-50 самых выдающихся анимированных персонажей, а Роджер Эберт включил мультфильм «Тайна Келлс» в список лучших мультфильмов, посмотренных им за 2010 год. Критик отметил, что «Тайна Келлс» может понравиться детям, вкус которых еще недостаточно развращен, и взрослым, которые способны оценить артистизм картины.
Поколению, покалеченному «Трансформерами», по мнению Эберта, мультик покажется старомодным и непонятным. И это очень похоже на правду.
Для детей в «Тайне Келлс» угрюмые викинги, комические вставки с погонями за гусями, карабканье по деревьям и сказка про мальчишку, которого, как и любого нормального мальчишку, манит дивный запретный мир темного леса. Для взрослых здесь тоже целый дивный мир — ни на что не похожей анимации, в которой сошлись одновременно ручная мультипликация, flash, компьютерная графика, диковинные текстуры.
«Тайна Келлс» — как гигантский аквариум: пестрые герои мельтешат, словно стаи рыбок, все находится в постоянном движении, чем дольше смотришь, тем больше замечаешь новых деталей. Тени горбатятся под гнетом переживаний и вскидываются чудовищами, а следы исчезают вместе с теми, кто их оставил. Рисунки на грифельной доске и ироничные исторические справки оживают в виде маленьких мультфильмов в мультфильме, совершенно разных по технике и стилю. Экран то распадается на несколько частей, то вдруг камера выхватывает неожиданный ракурс — так, чтобы на первом плане присутствовала лишь часть человеческого лица. Чистый минимализм (сражение со змеем грешным делом напоминает перекочевавшую в мобильники «змейку») сменяется изощренными, набитыми мелкими виньетками и узорами картинами.
На этот пир визуальной избыточности аниматоров вдохновила Келлсская книга.
Шедевр каллиграфии и иллюстрирования, один из самых изумительных памятников кельтской культуры, эта щедро расписанная миниатюрами и орнаментами рукопись сейчас хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине. Существует несколько версий истории ее создания, и фильм следует наиболее распространенной: книга была начата на острове Ионы, а затем продолжена в Келлсском аббатстве.
«Тайну Келлс» гораздо интересней смотреть с историческим справочником, мифологическим словарем или хотя бы просто «Википедией», потому что аллюзиями и символизмом в мультфильме наполнено все, вплоть до имен. Например, Пангур Бан — так зовут кота Эйдана — название старинной поэмы, которую один монах посвятил своему коту. А Эшлинг — ирландский поэтический жанр, в котором Ирландия представляется поэту в виде женщины. Кстати, только из статей про Келлсскую книгу вы узнаете о том, что рукопись состоит из четырех Евангелий.
«Тайна Келлс» сознательно об этом умалчивает: согласно мультфильму, сила книги в ее красоте и не зависит от наличия или отсутствия религиозных корней.
«Тайна Келлс» вообще история немного языческая, но лишь в том смысле, в котором язычником можно назвать Хаяо Миядзаки, мультфильмы которого режиссер Томм Мур, судя по всему, изучил вдоль и поперек. «Тайна Келлс» пропитана знакомым пантеистским восхищением природой — именно она, по фильму, должна служить для человека основным источником мудрости и вдохновения.
Нам с «Тайной Келлс» одновременно и повезло, и не повезло. Повезло — потому что стараниями компании Ruscico мультфильм все-таки вышел в российский прокат. Не повезло, потому прокат этот очень и очень ограниченный. Лента крутится только в DVD-залах и в Москве, по официальным данным, идет с середины января в кинотеатре «Художественный», хотя ни в одной афише мультфильма попросту не было. С этой недели «Тайна Келлс» пойдет в «Молодежном», позже планируется подключить «Полет», «Салют», «Вымпел» и «Эльдар». Мультфильм также обещают показать в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Все.
Словом, даже самый дремучий фестивальный артхаус прокатывается на более широкую ногу.
Это, конечно, проблема не только российского проката. Есть две вселенные анимации. В одной на производство мультфильмов пускаются семизначные суммы и самые современные технологии, на озвучивание приглашаются мировые звезды, а на рекламу тратят не меньше, чем на производство. Эти фильмы наполняют прокат и занимают первые строчки бокс-офисов. Нужно быть не просто «с Урала», как говорили в «Самой обаятельной и привлекательной», а вообще с иной планеты, чтобы не знать, кто такой Шрэк. Но есть и другие мультфильмы — некоторые, как «Тайна Келлс», делаются всем миром, едва ли не на голом энтузиазме. Они собирают награды престижных фестивалей — «Тайна Келлс» получила приз зрительских симпатий в Эдинбурге и победу на British Animation Awards. Иногда — очень редко — они попадают в номинации «Оскара», но эти картины все равно видят лишь считанные единицы. И, да, в каком-то смысле нужно действительно быть инопланетянином, чтобы предпочесть «Тайну Келлс» пиксаровскому «Вверх!», который стал оскаровским лауреатом в 2010 году — том самом, когда в номинацию занесло мультфильм Томма Мура.
Мур надеялся, что номинация на «Оскар» поможет успеху мультфильма в прокате, но «Тайна Келлс» не стала хитом даже в Ирландии:
лента собрала в мире меньше миллиона, не окупив свой восьмимиллионный бюджет. Правда, как единственный оскаровский номинант в своем родном городе Килкенни, Мур все же удостоился некоторого внимания. Местный продавец предложил ему бесплатно очки. Мур смеется, что выбрал подороже — от Армани.