Сегодня, 21 января, в Тасмании, недалеко от города Ховарда, после четырехлетней реконструкции открывается Музей старого и нового искусства (Museum of Old and New Art, MONA) — крупнейшая в Южном полушарии частная коллекция античных древностей и образцов современного искусства, собранных миллионером и меценатом Дэвидом Уолшем.
Во время реконструкции к четырем павильонам существовавшего с 2001 года Музея древностей, где Уолш выставлял египетские мумии, монеты и другие реликвии, были добавлены еще четыре, в которых размещена экспозиция из полутора тысяч работ современных художников со всего мира. В частности, там находятся произведения Дэмиена Херста и Жана-Мишеля Баскии.
Общая стоимость размещенной в музее коллекции оценивается в $100 миллионов.
«MONA – это не-музей: это полная противоположность музею. Мы не стремимся быть объективными или похожими на White Cube (лондонская галерея современного искусства, одна из крупнейших в мире – «Парк культуры»). Мы не собираемся поучать зрителей, мы сделали что-то вроде провокационного «Диснейленда» для взрослых. Дэвид Уолш хочет побудить людей к разговорам и дебатам, открыв своеобразный храм рационализма», — сказал куратор музея Марк Фрейзер.
Задумка, кажется, удалась. Среди экспонатов MONA можно встретить скульптуры, сделанные из гниющей плоти или экскрементов, останки террористов-смертников в шоколаде (работа Стивена Шанабрука «On the Road to Heaven the Highway to Hell») и Библию с Торой, в которые вмонтированы взрывные устройства. Разумеется, взрывчатка ненастоящая: это произведение американца Грегори Грина «Bible Bomb #1854 (Russian style)».
Новые павильоны представляют собой здания с запутанной планировкой, в которой легко заблудиться неподготовленному туристу, а основная экспозиция размещена в подземных галереях без естественного освещения.
Еще там шумно и очень сильно пахнет. А первое, что встретят посетители, – это бар, расположенный в фойе (что уже отличает музей Уолша от большинства галерей мира). Правда, выпивать в помещении с экспонатами запрещено, но, по мнению владельца, это не проблема. «Ничто не мешает людям выпить в баре и вернуться обратно с алкоголем внутри себя», — говорит он.
Одной из центральных работ стала сделанная из 1620 отдельных элементов 50-метровая «Змея» австралийского художника Сиднея Нолана, которая занимает отдельную изогнутую стену. В экспозицию включены инсталляция итальянца Янниса Кунеллиса из семи гниющих коровьих туш и новая версия «Клоаки» бельгийца Вима Дельвуа, которая моделирует пищеварительный процесс человека со всеми подробностями.
Открытие музея приурочено к очередному музыкальному фестивалю MONA FOMA, который три года назад организовал все тот же Уолш совместно с правительством острова при участии вокалиста американской рок-группы Violent Femmes Брайана Ричи. Сегодня в MONA состоится показ коллекции для специально приглашенных гостей и участников этого фестиваля, а для широкой публики она станет доступна с воскресенья, 23 января.