Фестиваль британской анимации British Animation Awards проводится раз в два года и выделяется из множества подобных ему мероприятий двумя вещами — симпатичной овечкой на логотипе (аббревиатура названия фестиваля BAA напоминает блеяние — «бэ-э») и широтой охвата. В его программе, словно в огромном котле, перемешивается студенческая анимация и реклама, музыкальные клипы и детские мультики. Вот уже который год до нас из Британии доезжают фестивальные сливки: составленный из самых ярких участников BAA мини-фестиваль прокатывается по крупным российским городам. 20 января он добрался до Москвы.
Логика отборщиков с трудом поддается анализу: в российскую программу попадают как победители ВВА, так и некоторые участники, не прошедшие даже в финал.
Но это, в сущности, совершенно не важно. В нынешнем году на фестивале покажут 22 сумасшедших мультфильма, взятых, главным образом, из номинаций на лучший студенческий фильм, лучшую короткометражку и лучший рекламный ролик.
«Типо-остров» («TXT Island») не получил призов, но был одним из трех финалистов, претендующих на звание лучшего короткометражного мультфильма. Эта трехминутная история экспансии западной цивилизации нарисована с помощью одних лишь символов (название можно прочесть как «Текстовый остров»): нулей, единичек, точек, тире, букв. Вертолеты сбрасывают десант на тропический остров, в джунглях плавают крокодилы, но пройдет совсем немного времени — и на месте лесов будет построен огромный туристический центр развлечений.
Следует очень хорошо подумать, прежде чем вести на фестиваль детей — мультики в российскую программу попадают совсем не детские.
Например, получивший приз за лучшую короткометражку черно-белый мультфильм «Мытарства черной собачки» («The Black Dog's Progress»), вообще лучше смотреть не только после 18, но и в присутствии личного психолога. Выгнанная из дома псина подвергается разнообразным мучениям — экран разделен на много маленьких частей, в каждой показано развитие отдельного издевательства, которое затем повторяется снова и снова.
В «Смерти желтопузика» — фильме-победителе студенческой программы — очкарик в костюме канарейки сидит на краю обрыва и ведет подсчет покончивших с собой.
Ну а название мультфильма «Убить кролика» говорит само за себя.
Помимо мультфильмов в программу фестиваля были отобраны рекламные ролики — мультипликационные и с использованием анимации. Победитель в этой номинации — знаменитая реклама «Из коробки» («Audi Q5: Unboxed»): нарисованный на картонной коробке человечек несколькими движениями складывает из упаковки настоящую Audi. Есть в программе и ролик Олимпийского комитета «Все вместе» («IOC: All Together Now»), в котором гигантские трехмерные титаны в одежде с олимпийской символикой притягивают друг к другу материки. Не обошлось и без социальной рекламы в стиле небрежного детского рисунка: в «Алко. Отцах и детях» мальчик радуется, что папа радостно прыгает и играет в гориллу, но вскоре родитель валится на пол — он алкоголик.
Ну и, конечно, российская программа не могла проигнорировать ролик comparethemeerkat.com: сайт по сравнению цен придумал для продвижения довольно необычного героя.
Это — сурикат (зверек семейства мангустовых) из России, аристократичный Александр Орлов, с чудовищным акцентом рассказывающий о преимуществах ресурса.
Кампания имела большой успех — количество продаж удвоилось, ну а сам Орлов обзавелся более чем полумиллионом поклонников на Facebook.
В программе фестиваля британской анимации также можно будет увидеть мультфильм про гробовщиков, анимационные размышления сотрудницы борделя и музыкальное видео на песню группы Flogging Molly «Float», в котором разваливающийся на глазах человечек, собранный из хлама и мусора, мужественно пробирается к морю.
Фестиваль пройдет с 20 по 23 января в кинотеатре «35 мм».