4 января главный кинокритик Америки и всего остального мира Роджер Эберт сообщил в своем блоге имена ведущих своего телешоу «At The Movies». Одним из них стал 24-летний чикагский кинокритик Игнатий Вишневецкий, публикующийся в социальной сети для кинокритиков MUBI и газете Chicago Reader. «Парк культуры» не мог не связаться с бывшим соотечественником.
— В вашем профайле на Facebook написано, что вы родом из Москвы, но учились вы, насколько я знаю, уже в Америке. Как так вышло? Какую карьеру готовили для вас родители? Как все сложилось на самом деле? Где вы работали?
— Я родился в Москве и считаю себя москвичом, вырос на станции метро «Речной вокзал» и в детстве учился в 57-й школе.
Мой отец Игорь Вишневецкий закончил аспирантуру в США. После развода родителей я переехал в Соединенные Штаты вместе с ним. Я думаю, что мой отец всегда надеялся, что я стану академиком, но я очень плохо учился. Я бросил университет после первого года. Следующие несколько лет я работал в разных местах: в книжном магазине, в прачечной, в кинотеатре. Вскоре я начал писать.
— Многие киноманы сегодня смотрят по нескольку фильмов в день, но довольствуются синефильскими блогами. Вы же помимо рецензий на MUBI работали в Chicago Reader. Как вообще вышло, что вы стали профессиональным кинокритиком?
— Сначала я опубликовал крошечный киножурнал с друзьями. Некоторые из этих моих друзей теперь тоже стали профессиональными критиками. Потом мы начали писать в интернете – так меня и нашел Даниел Кэзмэн, редактор MUBI. Я всегда находил работу благодаря своей репутации. Со временем редактор отдела кино в The Chicago Reader предложил писать для его газеты.
— Тем не менее Роджер Эберт, представляя вас в своем блоге, указал именно на ваши рецензии на MUBI. Он вам лично как-то объяснял свой выбор? Как он вообще вас нашел? В чем будут заключаться ваши обязанности в «At The Movies»?
— В Чикаго у критиков есть свой отдельный кинотеатр. Я обычно сижу в первом ряду, а Эберт на последнем. Он как-то услышал, как я разговаривал с коллегой. По его словам, когда он приехал домой, он нашел мои тексты в интернете, нашел меня, предложил встретиться. Эберт сказал, что ему понравилось, как я пишу, и он заинтересовался сотрудничеством со мной.
— Я читал, что вы смотрите по три фильма в день. Что из последнего посмотренного вам понравилось?
— К сожалению, большая часть того, что я смотрю сейчас, – фильмы для шоу. У меня мало времени на себя. Но недавно я увидел несколько последних фильмов Абеля Феррары. Феррара является одним из самых великих американских режиссеров, но он проклят. Он не может больше снимать фильмы в Америке: никто не хочет давать ему денег.
— Как будет выглядеть шоу?
— Я один из главных ведущих. Мы вместе с Кристи Лемип обсуждаем фильмы, которые на этой неделе выходят в кинотеатрах, – классический формат программы с 1975 года. Но будут и другие сегменты, в которых участники будут обсуждать другие вопросы. Омар Мур, например, будет обсуждать кинотехнологии.
— Я видел множество поздравлений на Facebook. Ваша жизнь уже начала меняться в связи с новой работой?
— Сейчас моя жизнь — сумасшедший дом. Я женился на прошлой неделе, за день до начала репетиций, и это только усложнило мою жизнь. На самом деле легче быть телеведущим, чем мужем, особенно если жена — художница.
— Каких критиков читаете вы сами?
— Из современных Джонатан Розенбаум, Адриан Мартин, Зак Кэмпбелл, Дэйв Кер, Райленд Уолкер Найт. Из классиков Серж Дани, Мэнни Фарбер, Андре Базен, Робин Вуд.
— Некоторым кажется, что лучшая критика сейчас как раз в сети. Как Полин Кейл, до 40 с лишним лет писавшая программки для арт-хаусов, нынешние синефилы, кажется, занимаются в большей степени искусством, чем отрабатыванием репутации и уж тем более денег. Это так?
— Да. И многие из лучших современных критиков этим деньги не зарабатывают. Кэмпбелл и Найт, например. Один аспирант, другой работает в каком-то офисе в Сан-Франциско.
— Что вообще такое MUBI? Как эта площадка соотносится с «официальной» критикой? Почему, как вы думаете, в последнее время вырос авторитет онлайн-критиков?
— Это прежде всего сервис, который специализируется в потоковом видео, который поддерживается онлайн-журналом. Мы живем в переходный период. Я не могу с уверенностью делать прогнозы о будущем кинокритики, но настроен оптимистично. Так много замечательных критиков сейчас появилось в интернете! Многие из них просто любители, но эти любители проницательнее профессионалов. У них есть настоящая страсть к кино. Это качество, которое утратили многие профессионалы.
— Я знаю, что во многих изданиях некоторое время назад прошли сокращения штатов именно культурных журналистов, особенно кинокритиков. Фигура Роджера Эберта тем не менее остается незыблемой — и это явно нечто большее, чем просто уважение. Почему Эберт до сих пор главный кинокритик на свете? В чем, на ваш взгляд, секрет его авторитета?
— Прежде всего его статьи очень легко читать. Это его секрет. Эберт не выпендривается. Он человек очень культурный, но он пишет так, что даже школьник может все понять.