«Я не собирался выпускать этот альбом, совсем не готовил материал. Просто что-то придумывал и записывал. Этот альбом — дневник, в котором описываются мои путешествия по Америке», — такими словами сопроводил Деймон Албарн выпуск нового альбома Gorillaz «The Fall». В субботу, 25 декабря, альбом, записанный во время осеннего американского тура группы, стал доступен для прослушивания на официальном сайте группы, а фанаты группы, зарегистрированные в фан-клубе Sub Vision, получили заветные ссылки.
В общем, благодаря торжеству пиратских технологий уже сегодня послушать новую работу мультипликационной группы может абсолютно каждый.
Албарн не обманул: это действительно дневник. Название почти каждого трека (от «Phoner to Arizona» до «Seattle Yoddle») содержит географическое название, а в тех случаях, если его нет, в виртуальном буклете честно сообщается, где именно была записана композиция. Америка ушами и руками Албарна — это синтезаторное жужжание, пищание вокодерных партий и басовитый вой «мугов», синтезированные (простите за тавтологию) посредством одного лишь iPad'а. Впрочем, Gorillaz всегда умудрялись даже самые многофигурные композиции сводить к чисто английскому камерному комфорту, а в случае с «The Fall» этот Apple-минимализм и вовсе выглядит сознательным концептуальным шагом. С точки зрения звука «The Fall» — продолжение предыдущей пластинки проекта «Plastic Beach», которую британец придумал, увидев на одном из малайских пляжей островки неорганического мусора. Во время американского турне эта мысль получила не столько развитие, сколько послесловие: «The Fall» — это та же идеальная пластиковая поп-музыка для новой эластановой цивилизации, которой уже целого ноутбука будет многовато.
Продемонстрировав владение новейшими достижениями техники, певец заявил, что «The Fall» — «последнее прощай» проекта.
Чтобы чуть-чуть умерить тоску, стоит вспомнить, что идея Gorillaz возникла у Албарна и аниматора Джейми Хьюлетта в конце 90-х после многочасового просмотра MTV, где накал селебрити-страстей уже давно приобрел истинно мультипликационный размах. Так в 2001 году появились безглазый певец 2D, десятилетняя гитаристка-китаянка Нудл, одержимый демонами барабанщик Рассел и алкоголик-сатанист, мозг группы Мердок. К 2010 году мир поп-музыки сделал еще несколько уверенных шагов по пути гиперболизации реальности, и пластмассовый пляж стал идеальной метафорой выхолощенной вселенной r'n'b и электропопа, наполненной событиями, поверить в которые никто уже не пытается. Одновременно с этим уходила в прошлое и тщательно продуманная мифология группы, официальным представителем (и только представителем поначалу) которой и выступал Албарн. Жизнь, как водится, сымитировала и превзошла искусство – взять хотя бы небылицы из жизни Леди Гаги. И вот в одном из рекламных роликов последнего тура Gorillaz певец, выходя на сцену, с усмешкой смотрит, как бьются в запертой гримерке придуманные им персонажи, присутствие которых на сцене все так же восхищает, но не поражает ничье воображение.
Уход первой в мире мультгруппы в историю был обставлен с подобающим размахом.
В клипе на «Stylo» компанию рисованным музыкантам составил самый настоящий Брюс Уиллис, а нынешние гастроли стали самыми масштабными в истории проекта. В состав группы вошел коллега по группе The Good, The Bad and The Queen, легендарный басист The Clash Пол Саймонон, а на сцену поднимались Лу Рид, Снуп Дог и полузабытая легенда соула Бобби Уомак. Извлечение полузабытых великих, кстати, всегда было визитной карточкой проекта: за время его существования в записях успели поучаствовать андеграундные рэперы De La Soul и Roots Manuva, еще не возродивший Happy Mondays Шон Райдер, священный старец Ибрагим Феррер из Buena Vista Social Club и даже Деннис Хоппер. Закончилась эта эпопея самым душевным и не пластиковым образом – на последнем концерте тура лидер сердечно поблагодарил всех музыкантов и слушателей за проведенные вместе годы, пообещав новые встречи.
Их не миновать, и сам Албарн, впрочем, расслабляться явно не собирается.
В этом году он вышел на какой-то совершенно новый даже для себя уровень трудоголизма. Его стараниями был выпущен многострадальный «Heligoland» Massive Attack, он собрал для нескольких концертов Blur и теперь грозится даже записать с бывшими коллегами новый альбом. Кроме того, недавно в сети появились фотографии из студии, где музыкант, очевидно, работает над чем-то в компании продюсера Фарелла Уильямса. Меланхоличный трикстер Албарн, все нулевые прикрывавшийся разными масками (c Gorillaz все и так понятно, а в The Good The Bad and The Queen, в частности, он с радостью играл в похмельного денди), теперь готовится вновь выйти в реальный мир собственной персоной в новом десятилетии. Ну а Gorillaz остаются мультипликационным и самым, если разобраться, симпатичным слепком нулевых.