В США на 89 году жизни скончался американский режиссер Блейк Эдвардс. Причиной смерти стало осложнение после перенесенной пневмонии; две последние недели он провел в больнице. Последние два года Эдвардс был прикован к инвалидному креслу.
Блейк Эдвардс родился в 1922 году, а выбор будущей профессии определил его отчим – директор киностудии Fox. Отслужив в армии, Эдвардс взялся за актерскую карьеру, заключил с его студией контракт и к концу 40-х сыграл уже около тридцати ролей. В это же время он начал пробовать себя в качестве сценариста, а в 1954 году уже дебютировал как режиссер.
Его первым режиссерским опытом был сериал «Театр с четырьмя звездами» (1954), за которым последовала полнометражная лента «Улыбнись».
Картины молодого режиссера сразу же завоевали свою аудиторию, а ироничный стиль Эдвардса гарантировал ему успех и благосклонность студийных продюсеров.
Дальше его карьера развивалась по нарастающей: он снял комедию «Операция Петтикот» с Тони Кертисом и Кэри Грантом, а сериал «Питер Ганн» был номинирован на телепремию «Эмми». В 1961 году вышел один из главных фильмов Эдвардса, «Завтрак у Тиффани» с Одри Хепберн – две номинации на «Золотой глобус», пять номинаций на «Оскар» и две премии, за музыку Генри Манчини и за его же песню Moon River.
Блейк Эдвардс брался за самые разные жанры: за следующие два года он снял пронзительную драму «Дни вина и роз» с Джеком Леммоном, триллер «Эксперимент в терроре», предтечу современных мокьюментари, и, конечно, «Розовую пантеру», где впервые появился знаменитый комиссар-недотепа Клузо в исполнении великого комика Питера Селлерса. Череду комедий продолжили картины «Большие гонки» и «Вечеринка». Однако вскоре фортуна изменила Эдвардсу: несколько его фильмов подряд провалились в прокате, что повлекло за собой ссору с руководством студии и переезд в Европу. Здесь он снял шесть продолжений «Розовой пантеры» и несколько фильмов, также пользовавшихся успехом у зрителей, вроде «Свидания вслепую» с Брюсом Уиллисом и Ким Бейсингер и «Подмены» с Эллен Баркин.
Его последней полнометражной работой стал «Сын Розовой пантеры» — восьмая часть сериала, вышедшая в 1993 году.
После этого он переснял свой фильм «Виктор/Виктория» для телевидения и лишь изредка появлялся в некоторых картинах в роли самого себя, в том числе и в двух ремейках «Розовой пантеры», в которых Питера Селлерса заменил Стив Мартин.
Всего на счету Эдвардса 46 фильмов, из которых только семь не получили ни одной номинации на «Оскар», «Золотой глобус» или «Эмми». При этом сам он получил «Оскар» только по совокупности заслуг в 2004 году. Свое награждение режиссер обставил в духе собственных картин: Эдвардс выехал на сцену на инвалидном кресле, толкнул Джима Керри, выхватил у него статуэтку и врезался в декорации.
«Это было неплохо», — прокомментировал свою выходку режиссер.
Когда Эдвардса спрашивали о причинах успеха его картин, он отвечал, что хорошую историю всегда делают персонажи, а режиссеру остается только снять их на пленку.
Блейк Эдвардс не прекращал работать до самой смерти. Несмотря на то что последние два года режиссер был прикован к инвалидному креслу, в его планах были два бродвейских мюзикла: один он ставил по мотивам «Розовой пантеры», а второй — «Большая Розмари» — был основан на оригинальном сценарии. Работу прервала пневмония, давшая осложнения.
Сегодня многие голливудские звезды выразили свои соболезнования в связи со смертью режиссера. Автор «Догмы» и «Клерков» Кевин Смит вспомнил, как Эдвардс помог ему в работе над «Двойным копцом», а Стив Мартин написал то, о чем наверняка подумали миллионы людей во всем мире: «Блейк Эдвардс был одним из людей, заставивших меня полюбить комедию».