60-е годы ознаменовались не только сексуальной революцией и психоделическим бумом — это было еще и золотое время британского кино. С другой стороны, конец нулевых характерен тем, что классику мирового кино стали, наконец, показывать где-то, кроме «Иллюзиона». Такие показы не вызывают сумасшедшего ажиотажа, однако имеют свою публику, и вот теперь британская классика дозрела до своего пусть небольшого, но все же фестеваля, который вчера стартовал в кинотеатре «Пионер».
В программе всего 8 картин, зато большинство из них попали в сотню лучших английских фильмов всех времен, составленную Британским киноинстититутом. Название фестиваля Brick (то есть «кирпич»), конечно же, неслучайно: предполагается, что 60-е станут лишь началом.
В будущем организаторы фестиваля планируют показать английское кино и 70-х, и 80-х, и в конечном итоге воссоздать по кирпичикам полную картину британского кинематографа.
Фильмы из программы Brick были пионерами, в некотором смысле предвосхитившими ближайшее будущее кино. Например, снятая в 1969-м абсурдистская комедия «Жилая комната» про группу выживших после ядерной войны по духу напоминает культовый «Летающий цирк Монти Пайтона», который в том же году выйдет на канале ВВС. А роль бунтаря в провокационном обладателе каннского гран-при «Если...» станет не только первой ролью молодого Малкольма Макдауэлла, но и предвосхитит нигилиста Алекса из «Заводного апельсина». Противостоящий поощряющему издевательсва руководству школы Мик Трэвис еще дважды вернется на экран – трилогию Линсдея Андерсона продолжают «О, счастливчик» и «Госпиталь «Британия»».
Как и сами 60-е, краткий фестивальный экскурс в историю того времени — калейдоскоп безумных идей.
Шпионский боевик «Досье Ипкресс» Сидни Фьюри вырос из упрямого желания одного из продюсеров бондианы Гарри Зальцмана сделать интеллектуальную версию фильмов про Бонда. Так появился альтернативный агент, анти-Бонд Гарри Палмер: земной близорукий кокни в массивных очках, не гнушающийся потребовать прибавки к жалованию. Агента сыграл Майкл Кейн: в общей сложности ему пришлось воплощаться в Палмера пять раз, но первый фильм вышел наиболее удачным и попал в программу Каннского кинофестиваля 1965 года. Самое смешное, что пятеро членов съемочной группы работали в свое время над фильмами бондианы, а второй фильм про Палмера и вовсе снял Гай Гамильтон, автор четырех картин про неуловимого агента 007, включая «Голдфингера».
Знаменитый «Подглядывающий» — хичкоковский триллер про маньяка-вуайериста, убивающего женщин при помощи штатива камеры и снимающего мучения жертв на пленку — для Майкла Пауэлла стал едва ли не карьерным самоубийством. Пораженные жестокостью картины критики не оставили от нее мокрого места, а Пауэлл на много лет превратился в кинематографическую персону нон-грата.
Однако история все расставила по местам: потом лента угодила в топ-сотню британских фильмов, а Мартин Скорсезе утверждал, что «Подглядывающий», наряду с «8½», — один из двух фильмов, из которого можно узнать о профессии режиссера все. В автобиографии Пауэлл удивлялся: «Я снял фильм, который никто не хотел видеть. Теперь, тридцать лет спустя, его все либо уже смотрели, либо собираются посмотреть».
Еще один вуайеристский фильм программы «Brick» — «Чудо-стена». В отличие от «Подглядывающего», картина Джо Мэсота кино совершенно не зверское — скорее это психоделическая фантазия. Сквозь дырку в стене робкий ученый подглядывает за фотомоделью (Джейн Биркин) и бешеной жизнью того самого свингующего Лондона. Кстати, саундтрек к фильму написал Джордж Харрисон. В «Представлении» Дональда Кэммелла и Николаса Роуга скрывающийся от подельников и полиции бандит уже не просто подглядывает за практикующим расширение сознания богемным рок-идолом (Мик Джаггер), но и вместе с ним погружается в трипы и наркотические эксперименты.
Любопытно, что изначально лента задумывалась как ответ битловским фильмам, но результат вогнал продюсеров в ступор своей откровенностью.
Помимо запрещенных веществ, которыми Джаггер не брезговал вне съемочной площадки, ходили слухи, что в вырезанных эротических сценах певец занимался неимитированным сексом с Анитой Палленгберг – тогдашней пассией Кита Ричардса, снявшейся в эпизоде. В итоге жене одного студийного босса на просмотре стало плохо и фильм хотели уничтожить. Через два года «Представление» все-таки выпустили, а спустя годы оно превратилось в классику.
Фестиваль продлится до 19 декабря.