Подведение кинематографических итогов года, завершающееся мартовским вручением «Оскара», в Америке начинается с объявления лауреатов, выбранных отдельными гильдиями кинокритиков и прочими институциями. Таковых в США больше десятка — за всеми не уследишь. Однако в выборе самых престижных гильдий прослеживаются предпочтения кинематографического сообщества, по которым можно предсказать расклад с «Золотым глобусом» и «Оскаром». Вот, скажем, десятка Американского института кинематографии: «Социальная сеть» Дэвида Финчера, балетный триллер «Черный лебедь» Даррена Аронофски, «Боец» с Кристианом Бейлом и Марком Уолбергом, «Город воров» Бена Аффлека, «Начало» Кристофера Нолана, мультфильм «История игрушек-3», новый вестерн братьев Коэнов «Железная хватка», «Зимняя кость», «Дети в порядке» и «127 часов» Дэнни Бойла по мемуарам скалолаза Арона Ральтсона, вынужденного в горах самостоятельно отрезать себе перочинным ножом кисть руки, придавленную камнем.
В большинстве своем именно эти фильмы и лидируют в списках гильдий.
Ну а если заменить комедию «Дети в порядке» из топ-дюжины института кинематографии исторической драмой «Король говорит», в которой логопед (Джеффри Раш) дает уроки речи неуверенному в себе будущему королю Георгу VI (Колин Ферт), то получится список номинантов на лучший фильм года премии Critic's Choice Award. Ее вручение состоится 11 января.
Очевидным фаворитом всех гильдий является «Социальная сеть».
История о том, как Марк Цукерберг создал Facebook, нашел полмиллиона друзей и заставил остальных себя ненавидеть, признана лучшим фильмом года по версии критиков из Бостона, Лос-Анджелеса и интернет-критиков Нью-Йорка. Бостонская гильдия вообще отдала «Сети» первенство почти во всех ключевых номинациях: «фильм», «мужская роль», «режиссер», «сценарий» и «музыка», тогда как критики Лос-Анджелеса ограничились категориями «фильм», «сценарий» и «режиссура».
Победу в режиссерской номинации критиков Лос-Анджелеса «Социальная сеть» разделила с «Карлосом» Оливье Ассаяса – байопиком знаменитого террориста Ильича Рамиреса Санчеса. Фильм был показан вне конкурса в Канне в полной версии — около 5,5 часов. Критики его хвалили, сравнивая в рецензиях с «Мюнхеном», «Идентификацией Борна» и «Нефтью». Сам же фигурант остался недоволен: отсиживающий во французской тюрьме пожизненный срок Санчес пытался через адвокатов добиться запрета на показ картины. Гильдия критиков Лос-Анджелеса отдала «Карлосу» также победу в номинации «иностранный фильм», а вот бостонские критики выбрали в качестве лучшего фильма на иностранном языке «Мать» — дождливый корейский детектив Джон-Бун Хо.
Еще один фаворит критиков — «Черный лебедь».
Балетный триллер про соперничество танцовщиц в ходе постановки «Лебединого озера» присутствует в 12 номинациях Critic's Choice Award. Кроме того, бостонская и нью-йоркская гильдии назвали сыгравшую в фильме Натали Портман лучшей актрисой, а критики Лос-Анджелеса сочли фильм лучшим по части операторской работы.
Почти во всех списках критиков упоминается боксерская драма «Боец» о взаимоотношениях восходящей звезды бокса Мики Уорда с его старшим братом.
Первоначально картину должен был снимать Даррен Аронофски, который выбыл из проекта, но от спортивной темы не отступился и снял впоследствии «Рестлера». «Боец» же достался режиссеру Дэвиду О. Расселу («Не будите спящую собаку»). Ассоциация интернет-критиков отметила Кристиана Бейла в номинации «роль второго плана», а бостонские критики присудили картине приз за лучший актерский ансамбль.
Все гильдии сходятся в том, что лучшим анимационным фильмом года является история «Игрушек-3». Солидарна ли с ними Голливудская ассоциация иностранной прессы, выяснится 14 декабря, когда будут названы номинанты на премию «Золотой глобус».