Уже к шести часам вечера подъезды к переулку Гривцова, где располагается Российский аукционный дом (РАД), были оккупированы дорогими иномарками. Торги вызвали настоящий ажиотаж – зал на 200 человек был заполнен. Аукцион начался в семь вечера и продолжался до полуночи. К сожалению, организаторы по просьбе участников аукциона запретили представителям прессы присутствовать на торгах.
Общее число лотов составило 151. Было продано 55 лотов на общую сумму 45 млн 925 тыс. рублей при общей начальной стоимости проданного в 23 млн 210 тыс. руб.
«Мы оцениваем аукцион как успешный, — рассказала «Газете.Ru» представитель РАД Алина Куберская. — Зал был полон. Из 150 лотов было продано около 60, более трети. Были лоты, которые поднялись в цене в 14 раз. В среднем же цены на предметы искусства выросли в 2–3 раза. Аукцион был закрытым по просьбе покупателей. В этом нет ничего страшного: так же поступают и другие аукционные дома».
По словам Куберской, предложений от частных лиц, желающих продать антиквариат, поступило в РАД достаточно много.
«Более 30% проданных лотов – это хороший результат для дебюта, — отметил гендиректор РАД Андрей Степаненко. — К тому же лоты проданы с большим превышением стартовых цен, а по ряду предметов достигнуты сенсационные результаты даже по меркам мировых аукционных домов».
РАД впервые выставил на продажу антиквариат, причем многие вещи представляли историческую и музейную ценность. Наиболее дорого были оценены полотно Айвазовского «Штиль» (эстимейт от 24 до 27 млн рублей) и картина одного из руководителей «Товарищества передвижников» Николая Дубовского «Землекопы», о которой Толстой говорил, что такими произведениями «надо будить совесть у людей» (эстимейт 9–12 млн рублей). Однако на картину Айвазовского покупателя не нашлось, никто даже не рискнул подать заявку.
Появился желающий купить «Землекопов», однако предложенная им цена была ниже, чем заявленная продавцом.
Картины других мастеров на РАД продали примерно в два раза дороже стартовой цены. К примеру, портрет императора Александра III работы неизвестного художника ушел за 850 тыс. руб. (эстимейт 400 тыс.), а «Итальянский пейзаж» Ивана Вельца – за 1 млн 100 тыс. рублей (600 тыс. рублей). Как большой успех расценили организаторы продажу картины Александра Рогинского «Бутылки» с более чем двукратным превышением стартовой цены — за 3,5 млн рублей.
Всего на аукционе было продано 12 произведений живописи (антикварной и современной, с конца XIX века до наших дней).
Вторым после живописи важным пунктом торгов стали старинные иконы – всего их продали 14. Самой дорогой иконой и самым дорогим лотом стал складень-триптих «Сошествие святого духа на апостолов», выполненный палехскими мастерами. Эту серебряную икону с полудрагоценными камнями продали за 9 млн 750 тыс. рублей при начальной цене в 5 млн. рублей. В 14 раз дороже начальной цены была продана икона конца ХIХ века «Честнейшая херувим и Славнейшая серафим», дерево, масло. Она стала своеобразным рекордсменом торгов. Выставленная за 10 тысяч рублей, икона стала предметом ожесточенных торгов и ушла с молотка за 140 тысяч.
Заинтересовала покупателей и ладанка-складень с иконой «Воскресение Христово» в центре, вензелем НН на двух створках и великокняжеской короной.
Золото 56 пробы, 46 алмазных роз, живопись по золоту. Ее изготовил мастер Самюэль Арндт для великого князя Николая Николаевича Романова. В итоге вещь ушла с аукциона в три раза дороже первоначальной цены – за 1млн. 100 тыс.
Дворцовую главную парадную вазу «Три вакханки» работы Пьера Томира купили за 4 млн 100 тыс. рублей при стартовой цене 1 млн 200 тыс. Этот лот занял второе место по конечной стоимости.
«Сенсационно дорого ушли изделия французских бронзовщиков – великолепные предметы для украшения интерьера, — сообщила эксперт Российского аукционного дома Светлана Честных. — Цены, полученные по итогам торгов, значительно превышают среднемировой уровень. Что касается парадной вазы работы Томира, то повышенный интерес к ней обусловлен тем, что эскиз предмета утверждался лично императором Наполеоном, чему имеется документальное подтверждение».
Ажиотаж вызвали предметы искусства от фирмы Фаберже. Они пользовались наибольшим спросом.
Рамка для фотографий из золота, серебра, горного хрусталя с алмазными розами (мастер Михаил Перхин) при начальной цене в 1,5 млн рублей, ушла в частную коллекцию за 3 млн. Еще одна рамка от Фаберже (работы Афанасьева) была продана за 900 тысяч рублей (эстимейт 300 тыс.). Колье в оригинальном футляре из золота, серебра, лунного камня и с алмазными розами при стартовой цене в 450 тыс. рублей продали за 1 млн. 300 тыс. Это колье было выполнено мастерами фирмы Фаберже для жены великого князя Александра Михайловича Ксении – дочери императора Александра III. Также покупатели заинтересовались портсигарами, брошами (брошь в виде жука — жемчужина, гранат, алмазные розы – была куплена за 640 тысяч при эстимейте в 300 тыс.), вазами и кулонами от Фаберже.
Несмотря на то что организаторы торгов – Фонд недвижимости Петербурга и Сбербанк – предоставили преференции музеям, которые могли приобрести произведения искусства без комиссионных и по стартовой цене до начала аукциона, этой возможностью музейщики не воспользовались.
Лишь государственный музей-заповедник «Павловск» за 210 тыс. рублей приобрел 12 золоченых рюмок, выполненных Императорским стекольным заводом в ХIХ веке.
Российский аукционный дом был создан по решению правительства РФ в 2009 году. Владеют им Сбербанк и Фонд имущества Петербурга. РАД выставляет на торги имущество банкротов и должников по кредитам, антиквариат и предметы искусства. По заявлению директора РАД Андрея Степаненко, аукцион будет соперничать с зарубежными домами. Торги будут проводиться два раза в год — в апреле и декабре.