Золотоволосая Рапунцель тоскует в заброшенном замке, рисует на стенах и тренируется управляться с длиннющими космами. Волосы она приноровилась использовать в качестве дополнительных рук, лассо и, конечно, лестницы, по которой забирается в окно ее строгая, с признаками стервозности мать. Молодящаяся брюнетка отговаривает дочь от вылазок на волю при помощи зловещей песни про уличные ужасы и маньяков, подводя суровый итог арией «К черту драму, слушай маму». Но однажды в апартаменты Рапунцель случайно пробирается самовлюбленный красавец-разбойник Флинн, которого девушка упрашивает сводить ее на прогулку.
Для создания образа неотразимого Флинна в Disney было созвано масштабное совещание под названием «Потрясный мужик»,
во время которого сотрудницы компании делились впечатлениями о представителях противоположного пола. К финалу собрания режиссер Байрон Ховард, по собственному признанию, был в глубокой депрессии. Длина волос Рапунцель, в свою очередь, вогнала в депрессию художников: она составляет около 20 метров; в шевелюре больше 100 тысяч прядей. Для прорисовки их движения была сделана специальная программа Dynamic Wires, а один из компьютерных инженеров мультфильма защитила диссертацию по анимации волос.
Вообще рецензию на «Рапунцель» можно было бы целиком составить из занимательных фактов, демонстрирующих почти анекдотическую тщательность, с которой студия Disney подошла к своему юбилейному, 50-му по счету полнометражному мультфильму.
Но ограничиться лишь цифрами не получится, потому что «Рапунцель» — история знаковая: похоже, мы подошли к финалу грустной сказки о том, как старый мир диснеевских принцесс сдавал позиции «Шрэку». Этот процесс начался уже довольно давно: в совмещающей кино и мультипликацию «Зачарованной» классическая двумерная принцесса выпрыгивала из канализации прямиком на Манхэттен, вотчину «Секса в большом городе». Прошлогодняя «Принцесса и лягушка» была нарисована вручную в обычном диснеевском стиле, а к вопросу актуализации здесь подошли с другой стороны: действие перенесли в Новый Орлеан, принцесса оказалась официанткой, да и к тому же черной.
Любопытно, что поначалу «Рапунцель» задумывалась как идейное продолжение «Зачарованной»: на место сказочной девушки с косой должна была попасть девчонка из обычного мира. В итоге «Рапунцель» превратилась в самостоятельную историю, которая, тем не менее, воплощает ту же идею:
принцесса из сказки братьев Гримм здесь пытается адаптироваться к современному формату и трехмерному кино.
Чтобы решить эту амбициозную задачу, были собраны лучшие — команда под руководством креативного директора Disney и Pixar Джона Лассетера («История игрушек», «Тачки») и диснеевского классика Глена Кини, ответственного за таких персонажей, как Русалочка, Чудовище и Аладдин. Героев «Рапунцель» сначала нарисовали на бумаге в традиционной манере и лишь затем перенесли на компьютер. Сказка была обновлена с оглядкой на ярмарочную лихость «Шрэка» (временами источник вдохновения чересчур бросается в глаза: назойливый конь Максимус определенно близкий родственник Осла). Сюжет обошелся без явных скабрезностей, но факты говорят за себя: «Рапунцель» — первый диснеевский мультфильм про принцесс, получивший рейтинг PG: просмотр рекомендуется под присмотром родителей.
И это еще не все: в Штатах мультфильм вышел под названием «Tangled» — то есть «запутанный», так как продюсеры посчитали, что мальчики не заходят смотреть кино, в заголовке которого упоминается принцесса. Финт вызвал насмешки и недоумение: Variety написал, что
это такая же глупость, как если бы «Русалочку» назвали: «Выброшенная на берег».
«Рапунцель», безусловно, завораживает продуманностью и филигранностью: одна сцена с запусканием тысяч фонариков, списанная с индонезийского ритуала, может заставить пустить слезу восторга даже у самого бездушного циника. Жаль только наивного мира «Русалочки» и «Белоснежки», который, судя по всему, окончательно уходит в прошлое. Говорят, что это последний фильм Disney про сказочных принцесс. Придется привыкать к тому, что современные принцессы лупят врагов сковородкой, а будить этих принцесс будут не поцелуи, а волшебное прикосновение 3D.