Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

С Цезарем на дружеской ноге

Выставка Бориса Орлова «Круг героев» в венском Музее истории искусства

В венском Музее истории искусства открылась выставка Бориса Орлова «Круг героев». Произведения в духе соц-арта органично вписались в античную экспозицию, обнаружив внутреннюю связь и с древнегреческим эпосом, и с римской имперскостью.

Считается, что соц-арт умер одновременно с развалом Советского Союза. Вроде бы все верно: если какое-то художественное направление базируется на критике и пародировании идеологических штампов, то смена идеологии неизбежно влечет за собой и смену эстетических вех. Исчезает предмет осмеяния – уходят в прошлое и художественные приемы, этому осмеянию способствовавшие. Однако у всякого правила бывают исключения. Со временем стало понятно, что для некоторых художников соц-арта игра с режимом в кошки-мышки отнюдь не была главной и единственной целью. И что парафразы советской атрибутики не обязательно подразумевают один лишь стеб.

Иногда ерничество прорастает в вечность.

К Борису Орлову вышесказанное относится в первую очередь. Уже и в перестроечные годы возникало ощущение, что он не совсем таков, как прочие соц-артисты. Правда, тогда это различие было трудно сформулировать. Сегодня оно проступает гораздо явственнее. Суть его, пожалуй, в том, что Орлов не столько сатирик, сколько философ. Вид агонизирующей империи вызывал в нем противоречивые чувства и заставлял искать исторические параллели. Тема угасающего величия стала для него сквозной. Грубо говоря, художник встроил СССР в один ряд с Римом, Византией, Священной Римской империей и т. д. И за авторской иронией нетрудно усмотреть рефлексию по поводу схожести различных исторических сценариев.

Неудивительно, что показ работ Бориса Орлова в антураже античной коллекции Kunsthistorishes Museum заранее вызывал интерес, по крайней мере у тех, кто имеет об авторе сколько-нибудь отчетливое представление.

Тут следует заметить, что сам этот тренд, предполагающий внедрение современного искусства в музейный контекст, весьма популярен в мире. Опытов подобного рода произведено немало, хотя и не все из них выходили удачными. Например, недавняя выставка Такеши Мураками в версальском дворце вызвала даже бурные протесты со стороны общественности. С точки зрения искусствоведов, эксперимент выглядел крайне любопытным, и зрелище действительно впечатляло своей неожиданностью, но широкая публика сочла этот ход неприемлемым. А вот относительно Бориса Орлова почему-то кажется, что реакции отторжения не последует. Его опусы с античными барельефами, бюстами и мозаиками коррелируют на все сто. Правда, остается другой вопрос: сумеют ли венские зрители вычитать отсюда те смыслы, которые у нас внятны каждому, будь то надпись «Аврора» на бескозырке или хоккейная форма в цветах ЦСКА. Но в восприятии этих работ с позиции чистой пластики и имперского псевдоканона сомневаться не приходится.

Проникновение в знаменитый венский музей современного искусства из России происходит не впервые.

Здесь уже реализовывался ранее коллективный проект «Этот смутный объект искусства», а в прошлом году на фоне шедевров европейской живописи в Kunsthistorishes Museum показывали работы наших концептуалистов Игоря Макаревича и Елены Елагиной. На сей раз по инициативе все того же московского Stella Art Foundation устроен диалог с античностью. Выбор более чем уместен хотя бы в силу того, что практически все объекты у Орлова трехмерны, как и окружающие экспонаты. А обилие у художника яркого цвета навевает мысль о том, что вообще-то древние греки часто практиковали раскраску мраморных изваяний. Но, сколь бы ни были важны внешние параметры, существеннее все-таки внутренняя перекличка между античными и современными сюжетами. В названии «Круг героев» содержится недвусмысленный намек: времена меняются, а культ героизма неизбывен. Что в древности, что в недавнем нашем прошлом имелись фигуры, почитаемые как полубоги за свои выдающиеся деяния. И всегда им на смену приходили другие. По мнению Бориса Орлова, «выставка построена на постоянном чередовании триумфа и гибели».

И действительно, веселость этих раскрашенных скульптур и рельефов во многом показная, несколько даже наигранная.

В глубине все сюжеты чреваты драмой. Помянуть хотя бы бронзовый портрет маршала Жукова, стилизованный под изображение византийского полководца Велизария. Голова с мужественным профилем увенчана лавровым венком, но героический пафос заметно снижается из-за скреп, которые удерживают форму от рассыпания. От триумфа до опалы и впрямь один шаг, а от живой памяти до исторической мумификации всего несколько десятилетий... Недаром у художника в других работах рефреном идет тема «плесени-орнамента»: то, что еще вчера выглядело возвышенным и почти совершенным, сегодня может быть охвачено стихийным разрушением.

В подобном ключе стоит воспринимать и композиции с орденскими планками (они пользуются у Орлова особой любовью), и работы с «переодеванием» Гая Юлия Цезаря то в революционного матроса, то в хоккеиста.

Пышные бюсты «в духе Растрелли» символизируют раздутое имперское самомнение, а неподалеку уже караулят символы упадка и увядания...

Кураторы Евгений Барабанов и Борис Маннер разумно предпочли не перегружать выставку, отдавая себе отчет, что соревноваться с античностью в смысле количества экспонатов было бы бессмысленно. Речь идет об отдельных вкраплениях, которые лишь подчеркивают архетипическое понимание героизма в разные эпохи. Можно сказать, что экспозиция Бориса Орлова в Kunsthistorishes Museum – это не персональная гастроль в привычном понимании, а вылазка в прошлое (не лишенная риска, кстати) с целью осознания подлинного места художника в культуре. В данном случае репутация «осмыслителя эпохи» находит убедительное подтверждение.

Новости и материалы
Зеленского предупредили, что у него осталось «мало вариантов и надежных союзников»
Юрист напомнила россиянам, где нельзя запускать фейерверки
По делу Тимура Иванова арестованы несколько ретроавтомобилей и два ретромотоцикла
«Ему сделали подарок»: Фьюри о поражении от Усика
По факту крушения Ан-2 на Камчатке возбудили уголовное дело
В Херсонской области рассказали о «неправильном пути» Украины
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot было уничтожено в ходе СВО
В Евросоюзе готовят санкции против России к 24 февраля 2025 года
Российская армия ведет бои за господствующие высоты на севере ДНР
США и Великобританию обвинили в нежелании договариваться с РФ
Названо место обнаружения самолета Ан-2, пропавшего в Камчатском крае
В Петербурге охранник больницы сломал пациенту ребра
Восемь украинских беспилотников сбили над Ростовской областью
Все новости