Дамблдор умер: это не новость, а краткое содержание предыдущей серии. Добрый волшебник успел рассказать Гарри Поттеру, что того, кого нельзя называть, можно убить, уничтожив крестражи — магические артефакты, в которых заключены кусочки души Темного властелина. Гарри, Гермиона и Рон мотаются в их поисках по свету, попутно ссорясь и скрываясь от Пожирателей смерти. Время поджимает: сила Воландеморта растет не по дням, а по часам — захвачено министерство магии, Хогвартс возглавил Северус Снегг.
Прошлый фильм серии «Гарри Поттер и принц-полукровка» фанаты разнесли по кусочкам, пеняя на то, что важные части романа остались за бортом картины режиссера Дэвида Йейтса.
Поклонники «Поттера» Йейтса вообще не очень-то жалуют — в отличие от студийных боссов, которые так довольны сборами, что доверили режиссеру экранизировать три книги франшизы. Финальную часть «Гарри Поттер и Дары смерти» было решено разбить на две ленты (первая выйдет на этой неделе, вторая в июле будущего года — и уже в формате 3D), и казалось, это позволит сохранить максимальную близость к роману.
Тем не менее в первую часть «Даров смерти» не влезла история жизни Дамблдора — о ней упоминается лишь мельком. Зато сказка о трех братьях и Дарах смерти превратилась в элегантную мультипликационную вставку. О самых смелых изменениях зрителей известили заранее: задолго до выхода картины было анонсировано, что в фильме будет два отсутствующих в книге эпизода — танец Гарри и Гермионы, а также ревнивое видение Рона, в котором его друзья предстают в неглиже. Стыдливо прикрывающие друг друга «изменники» производят скорее комический эффект, который усиливает патетическое замечание призрака Гермионы:
«Зачем ты нужен, когда есть Гарри Поттер!»
Смех смехом, но именно романтическая линия задает тон всему фильму. Уже в прошлой серии поттерианы кровь юных магов забурлила от гормонов, и борьба добра со злом отодвинулась на второй план. Но если «Гарри Поттер и принц-полукровка» мутировал в обобщенную школьную мелодраму, то у «Даров смерти» более конкретный ориентир — какой, становится очевидно при взгляде на постер с троицей подростков, несущихся по мрачному сине-зеленому лесу. Гермиона теперь бледна и почти не улыбается. Ей предстоит выбор между угрюмым одиночкой с таинственным даром и жизнерадостным крепышом. Как-то это знакомо.
Любопытно, что в свое время экранизация Стефани Мейер проросла на почве, подготовленной «Гарри Поттером».
Дело даже не в том, что секс-символ нынешних школьниц Роберт Паттинсон получил известность благодаря роли в поттериане. Роулинг вернула подзабытый было взгляд на мир, в котором узнаваемая современность существует бок о бок со сказочным измерением и всколыхнула увядшую моду на детско-подростковое фэнтези. Пока простые английские школьники махали волшебными палочками, в американской школе среди обычных подростков завелись вампиры, только «Сумерки», в отличие от «Гарри Поттера», сразу вышли на возрастной уровень тинейджеров.
Однако с выхода первого фильма про Гарри Поттера прошло уже почти десять лет: за время пути Поттер успел подрасти, и грим уже больше не может замаскировать пробивающуюся щетину.
Перед финальной частью поттерианы встал неизбежный вопрос — кто ее аудитория. Она для детей, обожающих книжки Роулинг, и их родителей-страдальцев? Пожалуй, нет: «Дары смерти» — один из самых страшных фильмов серии и граничит с взрослым хоррором. Для взрослых? Отчасти — поэтому «Дары смерти» иногда превращаются в экшен-боевик, а в энергичной сцене погони по Лондону Гарри напоминает уже не малолетнего волшебника, а магического Джеймса Бонда.
Вероятно, поттериана могла пойти по старому пути семейно-приключенческих фильмов, какими были «Назад в будущее», «Бесконечная история» или «Джуманджи», но на кон было поставлено слишком многое, чтобы рисковать. Три успешных фильма, прогремевших по всему миру, и волна последователей (среди них школьный сериал «Дневники вампира», стеб «Вампирский засос» и даже отечественный «Цветок дьявола») не оставили Поттеру иного пути. Недавно вышла пародирующая «Сумерки» серия «Симпсонов», в которой Дэниэл Рэдклифф озвучивает вампира. Круг замкнулся.