На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Венецианский язычник

Фильм «Овсянки» Алексея Федорченко

В прокат выходит получивший на Венецианском фестивале приз за операторскую работу фильм «Овсянки» Алексея Федорченко — поэтическая фантазия о сгинувшем народе и языческих традициях, которые уважают даже милиционеры.

Директор провинциального комбината Мирон Алексеевич (Игорь Цурило) едет хоронить жену Танюшу (Юлия Ауг). Для подмоги он берет с собой молчаливого сотрудника Аиста (Игорь Сергеев), пишущего на досуге этнографический очерк и делящего свою холостяцкую каморку с парой птичек овсянок. Никаких гробов, крематориев и поминок церемония не предполагает: Мирон отправляется к озеру, где пара проводила медовый месяц, сооружает погребальный костер и, следуя обычаю народа меря, сжигает тело усопшей. По дороге Мирон рассказывает, что перед свадьбой в лобковые волосы женщины вплетаются ленточки, и, как водится у мерян, «дымит» — вспоминает пикантные подробности интимной жизни. Аист же возвращается мыслями к отцу — чокнутому поэту, мечтавшему утонуть, но вместо этого утопившему в проруби печатную машинку.

Путь «Овсянок» на экраны начался бурно: организаторы Венецианского фестиваля, взявшиеся рьяно следить за тем, чтобы конкурсные показы были абсолютными мировыми премьерами, в ультимативной форме потребовали снять картину с «Кинотавра».

А режиссер Федорченко во всех интервью называл свой фильм эротической драмой: поползли даже слухи, что «Овсянки» лишились госфинансирования из-за чересчур откровенных сцен.

Впоследствии выяснилось, что эротика в картине исключительно интеллигентная, а в Венеции, несмотря на скандал с «Кинотавром», фильм получил три, пусть и не главных, приза: «Озеллу» за операторскую работу, награды ФИПРЕССИ и экуменического жюри.

Успех картины Федорченко в Венеции вполне объясним. «Овсянки» — кино о подлинности и идентичности, гимн старинным традициям, которые растворяются с наступлением цивилизации и задыхаются под гнетом больших городов, оно хорошо рифмуется с европейским антиглобализмом. Да и возглавлявший жюри Венецианского фестиваля Квентин Тарантино (сам по иронии ставший главным глобалистом от кинематографа) недвусмысленно продемонстрировал свои симпатии, когда несколько лет назад, будучи председателем в Каннах, отдал «Пальмовую ветвь» Майклу Муру. При этом с «Овсянками» произошла отчасти та же история, что и с «Первыми на Луне» — фильмом Федорченко, который получил Гран-при программы «Горизонты» в 2005 году. Тогда псевдодокументальная фантазия о секретном советском полете к спутнику Земли была отмечена как лучший документальный фильм.

«Овсянки», может, и не мокьюментари, но в определенном смысле тоже мистификация.

Фильм снят по повести, опубликованной под именем Аист Сергеев — так зовут героя романа и в то же время это один из псевдонимов писателя и фольклориста из Казани Дениса Осокина. Описываемый в книге финно-угорский народ меряне действительно существовал, но полностью ассимилировался еще в XVI веке, оставив после себя лишь археологические артефакты и некоторые названия (по одной из версий, топоним «Москва» имеет мерянские корни). «Овсянки» выдают за реальность полуфантастический мир, в котором умерших сжигают на ритуальном костре, любимых обмывают спиртом, а хранители древних верований встречаются на каждом шагу: даже милиционер на дороге легко пропускает машину с мертвой женщиной, удовольствовавшись лаконичным объяснением — мол, веретеница это, возлюбленная.

Живое осязаемое язычество, отзвуки которого еще можно найти в дремучих деревнях и заброшенных уголках страны, у Федорченко не зверство, а предмет любования.

Этим «Овсянки» кардинально отличаются от пессимизма нашей новой волны. Здесь нет ни чернухи в духе «Счастье мое», ни даже иронии «Свободного плавания», русская дикость возведена Федорченко в поэзию, и никогда еще работавший со Звягинцевым оператор Михаил Кричман не снимал русские холодные пейзажи с такой нежностью. «Овсянки» рифмуют традиции с мудростью, природу со свободой и свободу с любовью точно так же, как это почти двадцать лет назад делал другой призер Венецианского фестиваля. Тот самый, вслед за которым «Овсянки» следовало бы снабдить слоганом «территория любви».

Новости и материалы
«Далека от хорошей»: новый тренер Костылевой о состоянии фигуристки
Лукашенко привез Путину обещанный подарок
Дело возбудили против жительницы Красноярского края, державшей сына в грязи и мусоре
«Козел я»: российский фигурист о седьмом месте на ЧР
Песков рассказал о зарубежных визитах Путина в 2026 году
Гуменник назвал золото чемпионата России не самой ценной медалью
«Кошелек» Зеленского обнаружили в Израиле
В Госдуме предложили пересмотреть лимит на подарки учителям
Макрон заявил, что подарит Франции новый авианосец
Лидеры России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии пообщались «на ногах»
Гуменник впервые в карьере завоевал золото чемпионата России
США в рамках блокады Трампа перехватили у берегов Венесуэлы третий танкер
Лукашенко назвал страну, к которой перейдет председательство в ЕАЭС в следующем году
Мужчина расторг помолвку из-за аппетита невесты
Apple придумала, как улучшить ночную фотосъемку
Бывшая жена Паши Техника похвасталась достижениями сына рэпера
Умерла первая переводчица «Хоббита» Толкина на русский язык
Глушаков назвал кандидатов на роль главного тренера «Спартака»
Все новости
Мусорные котики и фейковые эксперты: как ИИ убивает нормальный интернет
Теперь вы знаете