В эти выходные слегка замерший было американский прокат вдруг проснулся: суммарные сборы увеличились в полтора раза и достигли $120 млн, практически дотянув до уровня середины августа. На самом верху рейтинга не обошлось без неожиданностей. Конечно, в том, что две премьеры, которые идут сразу в трех с лишним тысячах кинотеатров, займут первые места, сомнений не было. Интрига была в том, кто именно станет лидером и с каким результатом.
Собрав $50 млн, первое место занял фильм «Чудаки 3D».
После того как инженеры-гуманисты изобрели «защиту от дурака» и внедрили её в повседневную жизнь, энтузиастам приходится прикладывать немало усилий, чтобы сделать свою жизнь интересной — ведь на свете так много вопросов, получить ответ на которые довольно сложно. Например, что будет, если выстрелить из гигантской рогатки переносным туалетом с сидящим в нем человеком? Или, допустим, что произойдет с человеком, сидящим на дереве, если это дерево спилить? Нет, это не старые добрые «Разрушители мифов» с «Дискавери». Это все те же «Чудаки» с MTV, чья история началась ровно 10 лет назад.
Поначалу это был обычный сериал, в котором подобралась команда странных ребят — Джонни Ноксвилл, Бэм Марджер и Стив О. Они проделывали с собой различные эксперименты, иногда чрезвычайно жестокие, но всегда смешные. Сериал закрылся по нескольким причинам, в том числе и потому, что сидеть в тюрьме продюсерам с MTV не хотелось и они начали всё активней включаться в творческий процесс: зрители, несмотря на предупреждения, иногда пытались повторить трюки в домашних условиях, что привело к нескольким громким скандалам. Но идея не пропала: с 2002 года, когда сериал закончился, было снято два вполне успешных полнометражных фильма и выпущена компьютерная игра. Их делала та же самая дружная команда актеров и бессменный режиссер Джефф Треймейн. С лейбла MTV «Чудаки», кстати, так и не ушли. Третий полнометражный фильм, снятый к тому же в 3D, выполнен в духе всех предыдущих работ этой труппы веселых буйнопомешанных и, вероятно, именно этим и понравился зрителям — 83% положительных отзывов.
С критиками ситуация сложнее. Они правы, утверждая, что это не совсем фильм, и если оценивать «Чудаков» именно с этой точки зрения, то 29% хороших рецензий выглядят очень неплохо. Правда, одобрение критиков вызывает, скорее, тот факт, что трехмерный фильм как бы закругляет франшизу и сделать после него четвертую часть будет очень непросто, равно как и возродить шоу на телевидении. Впрочем, после столь оглушительного успеха — «Чудаки» собрали два с половиной бюджета лишь за этот уикенд и стали самой кассовой картиной октября, оттеснив на второе место «Очень страшное кино-3» 2003 года (правда, проиграли ему же по количеству билетов), — торопиться не стоит. Статистика показывает, что первое место «Чудаки» заняли за счет большей активности молодежной аудитории: среди тех, кто посмотрел фильм, доля людей младше 25 лет составила 75%.
Люди постарше предпочли фильм «РЭД», который занял второе место с $22,5 млн и, конечно, не смог избежать сравнения с «Неудержимыми» Сильвестра Сталлоне.
Но различий между ними больше, чем сходства. «РЭД» получился бенефисом Брюса Уиллиса, причем того самого, который когда-то снимался в первом «Крепком орешке». Да, его герой постарел, но, как гласит слоган фильма, «бывших агентов не бывает». Все остальные актеры, которые исполнили «менее главные» роли, — Хеллен Миррен («Королева», 2006), Джон Малкович, Морган Фриман и Ричард Дрейфус — стали для Уиллиса лишь свитой, необходимым, но лишь обрамлением главного героя. А сходство одно: режиссеру Роберту Швентке («Жена путешественника во времени», 2008) тоже удалось вернуть в картину дух боевиков 90-х: эти — наши, те — чужие, вот оружие — стреляй. И фильм понравился всем, критикам и зрителям, отдавшим ему большинство положительных отзывов (70—77%).
Сразу на третье место отступил фильм «Социальная сеть» Дэвида Финчера, байопик основателя сети Facebok.
За выходные картине удалось заработать $11 млн — видимо, за три недели пользователи социальной сети так и не пошли смотреть на молодость Марка Цукенберга. Но с финансовыми показателями у картины всё будет в порядке: $66 млн общемировых сборов при бюджете в $50 млн и скорый выход на еще несколько кинорынков, среди которых и Россия.
На четвертом месте обосновался еще один байопик — «Секретариат», о коне, выигравшем всё, что только можно, и о том, как его хозяйка Пенни Ченери добивалась равноправия для женщин в жокейском деле.
За уикенд картина режиссера Рэндолла Уоллеса с Дайан Лейн в роли хозяйки коня-рекордсмена собрала в прокате $9,5 млн, её общие сборы достигли $27 млн (бюджет картины — $35 млн).
Лишь немного от «Секретариата» отстала картина «Жизнь как она есть» Грега Берланти, романтическая комедийная драма с Кэтрин Хайгл и Джошем Дюамелем о том, как непросто взрослым и чуждым друг другу людям выстроить отношения и вырастить маленького ребенка. Фильм собрал $9,3 млн; его общие сборы составили $28 млн.
Но истинным героем американского бокс-офиса стал фильм «Потустороннее», который был показан всего в 6 кинотеатрах, но сумел с каждого из них добыть $38,5 тысяч.
Дело даже не в приличном коммерческом результате, а в том, что фильм поставил Клинт Иствуд, а главную роль исполнил Мэтт Деймон. В картине рассказывается о медиуме, умеющем общаться с миром мертвых, и о судьбах тех, кто волей или, скорее, неволей вынужден обратиться к этому человеку, считающему свой дар проклятьем.
Немалая заслуга в хорошем старте и у сценариста-продюсера Питера Моргана, написавшего сценарий к «Еще одной из рода Болейн» и «Фрост против Никсона», а сейчас работающего над фильмом о Фредди Меркьюри с Сашей Бароном Коэном в главной роли.
Разумеется, на следующей неделе, когда «Потустороннее» выйдет в широкий прокат, ему вряд ли удастся добиться такой же посещаемости, но в том, что он будет претендовать на первое место при достойном количестве кинотеатров, сомнений нет. Впрочем, ни критики, ни зрители пока так толком не определились, насколько хорош этот фильм: примерно 60% положительных отзывов — лишь немногим больше половины.