Официально лысый и одинокий Фрэнк Мозес (Брюс Уиллис) – вышедший на пенсию аналитик ЦРУ. Теперь ему осталась одна забава – доживать старость да флиртовать по телефону с Сарой – сотрудницей пенсионного фонда с приятным голосом. Однако когда в его холостяцкий домик вламывается взвод спецназа, Фрэнку приходится вспомнить, что на самом деле он – один из лучших боевиков того же ЦРУ, гроза наркобаронов и кровавых режимов. А значит, взломщики обречены, а Мозесу пора вспомнить старые навыки, чтобы спасти себя, свою виртуальную зазнобу и коллег по секретному спецподразделению: слетевшего с катушек параноика-ганфрика (Джон Малкович), ушедшую на покой снайпершу (Хелен Миррен) и больного раком 80-летнего патриарха (Морган Фримен).
Две тысячи десятый в истории кинематографа, видимо, останется годом возвращения старых героев.
Энтузиазм Сильвестра Сталлоне сподвиг на сбор еще одной команды «неудержимых», однако фильм автора «Иллюзии полета» и «Жены путешественника во времени» Роберта Швентке не ограничивается эпическим капустником.
«РЭД» при всей шутливости ближе не к беспечным боевикам 90-х, на которые ориентировался Сталлоне. Это скорее отсылка к озвученному фанковыми синкопами шпионскому кино о том, что спецслужбы совсем не то, чем кажутся, – от Джеймса Бонда до «Миссия невыполнима». В нулевых вновь выяснилось, что ЦРУ и Ми-6 вновь сменили личины, дав возможность отрефлексировать сброшенные. В центре «РЭДа», разумеется, старая гвардия, но среди их оппонентов и союзников появятся представители почти всех уровней разведки – от расходных рядовых до крепко запутавшегося в системе продажного вице-президента.
Впрочем, все вышесказанное, конечно, лукавство.
«РЭД» сознательно не дотягивает ни до одного из заявленных жанров – для шпионского кино здесь маловато конспирологии, а для командного – слишком много Брюса Уиллиса. Но вот это последнее обстоятельство как раз и есть главный повод отправиться в ближайшие выходные в кино. Примерно с середины 90-х Уиллис регулярно сообщает, что очень хочет вырваться из въевшегося в кожу амплуа, мечтает о том, чтобы его воспринимали как актера, а не как лицо некоего собирательного крутого парня. Для этого последние пару десятков лет он при каждом удобном случае принимался рефлексировать («Непобедимый»), умирать («Шестое чувство») или — в крайнем случае — изображать старческую немощь (блестящие «16 кварталов» или недавние «Суррогаты»). Исключений было немного, и все они, как, скажем, четвертый «Крепкий орешек», смотрелись нарочито неправдоподобно.
«РЭД» — это его бенефис и первый за долгие годы фильм, в котором Уиллис пускает в ход то, что он умеет лучше всего: много шутит, отлично дерется, а когда стреляет — не промахивается.
Маститые коллеги галантно отходят в сторону и играют свиту, хотя перекаченный ЛСД Малкович с плюшевой свинкой — это то, на что обязательно стоит посмотреть. Тем не менее фильм сделан ради Уиллиса и совершенно, к чести авторов, этого не стесняется.
В конце концов, возвращения Брюса в стан героев ждали едва ли не больше, чем четвертого «Рэмбо» или «Терминатора».
Фильм Швентке, неуклюже написанный и чуть слишком прямолинейно снятый (кровавая клякса на белом платье это все-таки чересчур), тем не менее выигрывает у более башковитых конкурентов. Неуклюжесть здесь – следствие бесшабашности, без которой не обходится ни один приличный боевик. Режиссер твердо уверен, что экшн должен быть быстрым и смешным, взрывы — красивыми, а герой — лысым. А главное, он совершенно точно знает, какое у этого героя должно быть лицо.