Главная фишка международного фестиваля анимации «Крок» в том, что он водоплавающий. Генеральный директор «Крока» Ирина Капличная в свое время вышла из экономического тупика, придумав проводить его на корабле: это намного дешевле. Но со временем оказалось, что герметичный формат корабля создает чудо.
«Crazy festival» назвал его один француз, получая в этом году Гран-при.
Год Крок плавает по русским рекам — год по Днепру, таков регламент: учредители фестиваля — Россия и Украина. На территории России, как в этом году на Волге, «сумасшедший фестиваль» собирает студентов киношкол и дебютантов. Полтораста человек из 34 стран, средний возраст 25 лет — и все художники. Десять дней буйства в сумасшедшем доме на воде.
В конкурсе 135 фильмов. Умные теоретики скажут вам, что есть две тенденции развития молодой анимации — артхаус и коммерческое кино. И добавят, что на коммерческую анимацию ориентируется всякое веселое и понятное дебютное кино, в сторону же артхауса рулят идеи жизни и смерти. Жюри, понятное дело, выбирает артхаус.
Поэтому программа призеров на закрытии в Казани у свежих людей оставила чувство глубокой депрессии.
«За ощущение детства» — так и назывался один из призов, вручаемый спонсором. Группа компаний «Мир детства» отметила фильм женской сборной (пять режиссеров) из Ярославля «Еще раз». Ученицы прославленного Александра Петрова сделали несомненно петровское, очаровательно живописное кино, где старичок снова и снова ставит на патефон «Рио-Риту», вспоминая под старый фокстрот свое пионерское детство. Тому же фильму отдала дирекция фестиваля свой особый приз имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона».
Но у жюри другое мнение.
В черно-белом «Ритуале» (диплом «За экспрессивную трактовку тайминга, звука и графики»), очень здорово и очень мрачно нарисованном, человек изо дня в день совершает одни и те же действия, параллельно же мечется какая-то остервенелая собака, которую в конце концов сбивает машина. А человек продолжает свой ритуал. Всем, кто увидел в этой истории бездушного хозяина пса, автор – поляк Збигнев Чапля – объяснил, что собака является альтер-эго героя, который обнаруживает звериную сущность своей натуры.
Второй по значимости (после Гран-при) спецприз жюри плюс 4000 долларов взяла Велислава Господинова из Болгарии.
Ее выпускная работа «Маяк» (мультипликационное осмысление стихов Превера «Смотритель маяка очень любит птиц») еще страшнее. Чайки под музыку Рахманинова летят на свет маяка и бьются насмерть, постепенно заливая кровью экран. Хозяин маяка, не в силах смотреть больше на гибель птиц, выключает маяк. И результатом этого гуманизма становится в подробностях обрисованная картина крушения корабля.
Даже спецприз «За лучший детский фильм» получила малорадостная история о том, как мама превращается в жуткого монстра и какие невеселые перемены в жизни эта метаморфоза несет (Йоханнес Вайланд и Уве Хайдшёттер, Германия, «Маленький мальчик и чудовище»). Спасибо хоть на том, что в итоге чудовище опять становится мамой, найдя себе нового мужа.
А папа так и остается с рогами на зубастой голове.
В категории «Дипломная работа» жюри не изменило своим пристрастиям. Стенли Пикл, юноша лет двадцати, все чего-то мастерит. Постепенно выясняется, что и жизнерадостный папа Стенли, и мама, целующая его на ночь, – мертвецы, которых сынишка периодически заводит ключиком. Потом он выкапывает из земли похороненную некой девушкой мертвую птичку и вставляет в нее такой же заводной механизм, отчего девушка в панике бежит. Многие озадачились вопросом, что станет делать с призовыми тремя тысячами баксов англичанка Вики Мэзер,
куда еще вынесет юную леди ее готическая фантазия…
Невыразимо грустное «Дерево детства» (приз в категории «Первый профессиональный фильм, снятый вне учебного заведения) Наталии Мирзоян, перегруженное умелым и тонко детализированным изображением прощание с детством, которое уносят какие-то зловещие птицы, – кино, будто специально созданное для постоянных объяснений Юрия Норштейна в качестве пособия «как не надо». Мастер не устает говорить о том, что в слишком хорошо нарисованном кино исчезает дыхание смысла. «Когда моя Франя (Франческа Ярбусова, жена и художник-постановщик Норштейна, один из лучших художников российской анимации) начинает рисовать слишком виртуозно, я говорю –
возьми карандаш в левую руку».
Норштейн, как известно, ненавидит компьютер, но у принципиального рукодельника хватило широты взгляда, чтобы назвать прекрасным компьютерное кино француза Бастьена Дюбуа «Мадагаскар: путевой дневник». Гран-при фестиваля, что бывает крайне редко, совпал с призом зрительских симпатий. «Мадагаскар» выбран всем миром «Крока». Упоительно динамичное и щедрое кино сделано в разных техниках по впечатлениям десятимесячного путешествия автора по Мадагаскару.