Выйдя на пенсию, одинокий судебный служащий Бенжамин Эспозито (любимый актер Хуана Хосе Кампанеллы Рикардо Дарин) пишет книгу о происшествии, случившемся много лет назад, но накрепко застрявшем в памяти. Когда он был еще молод и безнадежно влюблен в слишком роскошную для него начальницу, ему досталось дело об изнасиловании и убийстве, в котором не было ни единой зацепки, кроме семейного альбома с фотографиями.
Начнем с регалий: «Тайна в его глазах» получила «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм» и стала второй после «Официальной истории» аргентинской лентой, удостоенной премии Американской киноакадемии.
Причем в биографии Кампанеллы это не первое знакомство с «Оскаром»: в 2001 в шорт-лист попала его картина «Сын невесты». На родине судьба «Тайны в его глазах» сложилась не менее удачно: фильм победил в тринадцати номинациях национальной премии и был хитом местного проката. Ну и в довершение ко всему картина Кампанеллы на данный момент занимает 170 строчку в списке 250 лучших фильмов мира по мнению пользователей imdb.com.
Но для некоторых достаточным основанием к просмотру «Тайны» будет уже то, что Кампанелла засветился в режиссерах сериалов «Закон и порядок» и «Доктор Хаус».
В литературном ли первоисточнике дело (роман «Секрет в их глазах» Эдуардо Сачери) или в том, что тесное знакомство с недобрым доктором не прошло для Кампанеллы бесследно — так или иначе, режиссер выводит в фильме сентенцию совершенно «хаусовского» толка. «Человек может поменять что угодно — лицо, дом, семью, девушку, религию, Бога. Но есть одна вещь, которую он изменить не может. Его страсть», — говорит приятель Эспозито, пьяница, сыгранный аргентинским комиком Гильермо Франселлой.
Все лгут, не лгут лишь страсти. Брошенная в воздух, эта посылка выстрелит как пресловутое чеховское ружье.
Работа на американском телевидении, кажется, оставила Кампанелле в наследство еще кое-что. В его фильме напрочь отсутствует чувственность, которую принято связывать с понятием «латиноамериканский». «Тайна» — кино по-западному рассудочное и рациональное, лишенное пылкой сбивчивости и надрыва в духе Арриаги и Иньярриту. Платоническая любовная линия тут пущена будто в замедленной съемке, а повествование ведется с нордической бесстрастностью. Холодной пристальностью, с которой Кампанелла разглядывает героев в попытке понять, кто же из них более одержимый — убийца, законсервировавшийся в ненависти муж, или Эспозито, неистово переписывающий историю собственной жизни, — он неуловимо напоминает своего конкурента по оскаровской номинации Михаэля Ханеке.
Победа «Тайны в его глазах» на «Оскаре» стала сюрпризом, ведь в списке соперников присутствовали нашумевшие «Белая лента» Ханеке и «Пророк» Одияра.
Но надо признать, что фильм Кампанеллы для тяготеющего к эпическому размаху «Оскара» — выбор практически идеальный. Начавшись как камерная кабинетная драма, прыгающая между баром и заваленным бумагами офисом, фильм разражается погоней на переполненном стадионе. А локальный криминальный сюжет перерастает то в неожиданную метафору истории Аргентины, то в поиски смысла существования и размышления о прожитом. Случайное зверство, несостоявшийся роман, смерть друга, бегство, неудавшийся брак — все эти события берут начало в одной точке пространства и времени, к которой герой с остервенением возвращается снова и снова в угоду свербящему чувству «а что, если бы».
Кстати имейте в виду, что собственно детектив заканчивается в фильме ровно на середине, неспешность ленты граничит с откровенной медлительностью, а обстоятельность с занудством. Так что, зацепит вас «Тайна в его глазах» или вызовет приступ сонливости, дело даже не вкуса, а вопрос темперамента.