Последний роман немецкой (числящейся по ведомству детской литературы) писательницы Корнелии Функе («Чернильное сердце», «Король воров», «Повелитель драконов») несколько мрачноват. Дежурное издательское сравнение с Джоан Роулинг кажется совсем уж диким. Совпадения со сталкерской зоной Стругацких – очевидны, но случайны. Воспоминания об Арканарском королевстве и аллюзии трудного божеского бытия – на читательской совести.
Функе можно сравнивать только с самой Функе.
И отметить, что мир ее в последнем романе лишился ярких красок и веселья обреченных в «Повелителе драконов», и воспаленной готики «чернильной» трилогии. При всех колокольчиках, дивном цветении роз и сиянии драгоценных камней – он сер и каменеет на глазах сюжетом и персонажами вполне в духе авторских иллюстраций, выполненных в колорите изъеденного временем бетона.
«Бесшабашный» — книга для семейного чтения. Для начала ее хорошо бы прочесть взрослым. Дети – потом. Не «Винни Пух» с «Карлсоном», прочитанные ребенку на ночь и оцененные в глубине своей выросшими взрослыми.
Но Конан Дойль и Гофман, ставшие детскими поневоле и не напрасно.
Сюжет с бродилкой в поисках феи для снятия заклятья с каменеющего на глазах брата главного героя Джейкоба, по недоразумению провалившегося в зазеркалье, – все одно, что золушки с королями в философских притчах Шварца. Плюс война миров, в которой с землянами рубятся пришельцы не из космоса, а из некоего подземного царства, где в сиянье фонарей в благоустройстве и роскоши дворцов, выложенных полудрагоценными булыжниками, живут иные люди с кожей из оникса и яшмы. Пришельцы пытаются и почти уже завоевывают царство королевы аустрийской – в котором все, на первый взгляд, такое из плоти и крови.
Все затеяно, чтобы поговорить о природе людей.
И, как не следовало от сказки ожидать, но вполне прилично в современной фантастике, беззащитная королева оказывается не менее жестока и каменна, чем самые каменные люди из подземелья. И не ждите ясности в плохих и хороших парнях, бьющихся за честь и жизнь прекрасной королевы. Нет их у Функе, и в таких книжках не может быть.
Иномир, созданный Корнелией Функе за плоскостью современного зеркала, – он, как и полагается, странный. О происхождении королевства Аустрийского, ведущего войну на поражение своих воинов с подземным народом, в которой смерть не так страшна, как ранение от когтей истуканов, после чего живое человеческое тело покрывается камнем вместо кожи, — в романе не говорится ничего.
А между тем загадка его самая занятная.
Землянский аустрийский народ с королевой и подданными и сам-то вроде пришельца в некоей сказочной сталкерской зоне, сплошь и рядом засыпанной всевозможными чудесными штучками внеземного происхождения. Люди пришли на развалины сказочной цивилизации и пользуются ее плодами, не становясь ни лучше, ни счастливей. Платками носовыми, из которых можно добывать талеры. Слизью улиток, что делает человека невидимым. Или таким волоском, который, если потрешь его, превращается в самозакидывающийся куда надо канат, по которому легко пробираться в замок всесильной, но враждебной феи.
Многое читается меж строк и слов в нашем прошлом и будущем.
И жесткость средневековых европейских войн. И браки королевских дочерей с нелюдью, чтобы остановить нашествие варваров. И придворные фавориты, и интриги. И готовность послать во спасение короны на смерть героя, чтобы потом отправить его в ссылку. И такие человеческие коварство, предательство, благородство и низость в стране, где эльфова пыльца дарит сон, похожий на смерть, водяные утаскивают девушек в подводные пещеры, а спасти брата можно, только заключив сделку с Темной Феей, ценой своей жизни и при помощи золотого мяча.
Погружение в Средневековье стирает с посланцев современной цивилизации налет душевной тонкости.
Фанатичное желание Джейкоба спасти от окаменения душу и тело брата, к которому во время постоянных детских своих убегов в королевство Аустрийское он был довольно равнодушен, объяснимо лишь необходимостью рыцарского поклонения кому-нибудь или чему-нибудь. В данном случае несколько неестественной любви к брату. Можно укрупнить: авантюрист и сталкер Джейкоб по итогам романа открывает, что любовь к брату своему — единственное стоящее в этом сволочном сказочном мире.
Мифы и сказки вечны. Написанные по их мотивам фэнтези – быстротечны с продлением жизни в доходных экранизациях.
По-настоящему яркие и глубокие вещи удаются лишь тому, кто умеет творить живые и причудливые миры, такие отличные и так напоминающие наш собственный, как в последнем романе Корнелии Функе.
Корнелия Функе. «Бесшабашный». М., «Махаон», «Азбука-Аттикус», 2010.