Для этого события, как и для инвестиционного форума «Сочи-2010», место проведения имеет принципиальное значение. Тема VI Пермского экономического форума «Новая экономика и культурная политика», который пройдет 17–18 сентября, — взаимоотношения внутри триумвирата власть – деньги – культура. Причем организаторы предлагают рассматривать культуру как связующее общество вещество, основу, на которой выстраивается вся система взаимоотношения людей – экономических, бытовых, политических.
Подход одновременно актуальный (политики и чиновники спешно разучивают сегодня слова «креативная экономика» и «устойчивое развитие») и очень знакомый: так подходили к культуре большевики, когда еще не успели разогнать и пересажать бывших выпускников «Баухауса» и любителей монтажного кино. И тут важно, что принимающая сторона имеет опыт по заявленной теме.
Знаменитый «Пермский проект» начался c тезиса губернатора края Олега Чиркунова: «Люди должны хотеть жить в городе и должны считать, что жизнь их проходит не зря». Позже идея была конкретизирована: в полном соответствии с традицией были сформулированы три вопроса, три задачи и один ответ.
Вопрос первый — «где жить», иначе говоря, потребовалось решить вопрос с отрицательной миграцией населения: люди решительно не хотели жить в Перми, и город, получивший статус «миллионника» еще в 70-е, в середине 2000-х его потерял. Второе — «кому жить», то есть качественный состав населения: какие жители будут жить в Пермском крае? И третье – «как жить», или, выражаясь словами губернатора, «изменение структуры экономики: должна появиться экономика интеллекта, где все больше и больше создают не руками, а головой».
Ответ на все вопросы оказался один – культура, с развитием которой жители перестанут бежать из модного и продвинутого места, изменятся в лучшую сторону сами, а расцветшая в Перми культура вытянет и экономику края, хотя бы за счет туризма. Утопический, на первый взгляд, проект губернатора начался с назначения министром культуры художественного руководителя Пермского драматического театра Бориса Мильграма. Позже поработать пригласили московского галериста и политтехнолога Марата Гельмана – возглавить музей современного искусства и осуществлять идеологическую поддержку.
На сегодняшний день эта активность имеет два последствия. Проект имел резонанс: уже первые выставки, проведенные в переоборудованном под Музей современного искусства PERMM здании речного вокзала, — «Русское бедное» и «Евангельский проект» — имели успех как среди пермяков, так и за пределами города. В Пермь потянулись корреспонденты едва ли не всех федеральных изданий. Дальнейшие шаги – создание Пермского центра развития дизайна, фестивальное движение («Дягилевские сезоны», «Флаэртиана», фестиваль этнической музыки «Камва», перенос сюда из Москвы «Новой драмы» и «Территории») — мнение «в Перми происходит что-то интересное» только укрепили. Марат Гельман утверждает, что решаются и социально-экономические задачи: в одном из интервью он отметил, что число желающих уехать из города уже сильно сократилось. Насколько именно и как считали перевоспитавшихся, будет интересно узнать на форуме.
Но эти же шаги насмерть рассорили реформаторов с местной интеллигенцией. Недовольные шумно протестуют против того, чтобы их считали туземцами, которым для развития культуру надо завозить извне, как бусы дикарям. По мнению оппонентов, самым известным и самым непримиримым из которых стал автор прославивших Пермь романов «Сердце Пармы» и «Золото бунта» писатель Алексей Иванов, завозом гастролеров ничего не решить, а опираться надо на собственные силы и местную традицию, которая теряет финансирование в пользу «понаехавших». Оппозиция, кстати, подготовила альтернативный официальному проект стратегии культурного развития региона – «Культурная инициатива».
Чего в этой истории больше – попытки получить серьезные политические дивиденды или настоящих перемен, – вряд ли смогут сказать и сами участники, одно тут неотделимо от другого. Очевидно, что потраченные деньги не растворились в офшорах, претензии Перми на региональную (как минимум) культурную столицу начинают оправдываться.
При этом ставка Марата Гельмана и Олега Чиркунова на современное искусство и культурный шок, который оно несет, раздражая оппозицию, носит явно идеологический характер, в логике «Пермского проекта» привезти балет Большого или, скажем, организовать гастроли Русского музея проходит по ведомству ритуальных услуг и явно противоречит политике принудительного втаскивания города в 21 век. Что из этого выйдет, пока не знает никто. По словам того же Гельмана, проект должен дать основные плоды лет через 20. Ясно только одно: постановка вопросов не только об уровне, но и о качестве жизни людей, о миграции из регионов в столицы является сегодня в самом деле необходимой.
Концепция форума, разумеется, шире презентации пермской культурной революции. Главный политический тренд «модернизация и инновация» будет обсуждаться как в глобальном смысле (день первый, проходящий под девизом «Этапы модернизации: от идеологии до технологии»), так и в региональном аспекте (день второй, «Новая экономика и модернизация региона»).
Однако мероприятие очевидно является идеологическим и интеллектуальным обрамлением «Пермского проекта». Список привлеченных для этого участников форума впечатляет. Анатолий Чубайс расскажет о своем видении модернизации регионов, Александр Мамут проведет сессию «Инвестиции в культуру», Евгений Ясин призовет всех «Взять культурный барьер!», Даниил Дондурей идет против тренда с докладом «Культура против модернизации». Будут создатель и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, и главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев, и первый заместитель гендиректора телеканала «Россия» Александр Любимов. Звезды, кстати, не только российские: в Пермь прибывают соучредитель и первый президент CNN Рис Шонфельд, соавтор Филипа Котлера профессор Джоан Шефф Бернстайн, директор Института культурных преобразований Университета Тафта Лоуренс Харрисон. В общем, кого там только не будет, от заместителя руководителя ЦИК «Единой России» Алексея Чадаева до «человека-собаки» Олега Кулика. Ну а по окончании, в полном соответствии с пермским приматом культуры, экономический форум плавно перетечет в культурный фестиваль «Текстура» — десятидневный проект, одним из главных событий которого станет «Лед» Владимира Сорокина в постановке венгерского режиссера Корнеля Мундруцо.
Следить за «Пермским проектом» и форумом заставляет не только очевидная актуальность обсуждаемых идей.
Хотя без понимания городских проблем на современном уровне той же Москве в скором будущем грозят современные же проблемы, геттоизация спальных районов например. Марат Гельман уверенно цитирует Дмитрия Медведева и предлагает «Единой России» выбрать модернизацию культуры» в качестве пилотного проекта для модернизации всей социальной сферы. Так что от того, как будут развиваться события в Перми в ближайшие годы, будет зависеть многое: «инновационная социально-культурная модернизация» может стать головной болью не одного губернатора. Во всяком случае, после встречи с премьером РФ в Нижнем Новгороде на конференции «Стратегия социально-экономического развития Приволжья» губернатор Олег Чиркунов написал в своем ЖЖ: «Представил Владимиру Владимировичу Путину наш проект «Культурная столица Европы». Приятно было услышать: «Хороший проект, будем поддерживать!»
Впрочем, к 2012 году приоритеты могут и поменяться. А пока «Газета.Ru» будет следить за дискуссией на форуме.