Начнем с оперы. Новинка эпохи кризиса: в наступившем сезоне много концертных исполнений опер, что удешевляет производство и, по идее, должно тешить если не глаз, то хотя бы слух меломанов. Качество оркестра и вокала сразу выходит на первый план: за концепцией ведь не спрячешься, главное лицо — не режиссер, как нынче модно в опере, а дирижер, конечно, вместе с певцами.
Большой театр 12 октября дает первый такой образец — две одноактные оперы.
За пульт встанет молодой, но европейски известный маэстро Владимир Юровский, чтобы интерпретировать «Дитя и волшебство» Равеля и «Карлика» Александра фон Цемлинского. Первого композитора представлять не надо, скажем лишь, что эта опера Равеля вроде бы детская (по сюжету), но отнюдь не по музыке, в которой отчетливо слышатся все культурно-музыкальные новаторства эпохи создания (1925 год), вплоть до «сюрни» и дадаизма. Равель вникал в сказку французской писательницы Колетт о мальчике, вступившем в конфликт с домашней обстановкой и живностью: они восстают против жестокой глупости отрока. Имя Цемлинского в России возвеличено Мариинским театром. Не так давно там сделали балет по мотивам биографии австрийского композитора, который соперничал за женщину с великим коллегой Густавом Малером. Теперь и в Большом прозвучит «малерообразная» музыка венца (хотя впервые в России «Карлик» ставили в Самаре!). Опус, кстати, написан в 1922 году по сказке Оскара Уайльда «День рождения инфанты».
Декабрь в ГАБТе тоже чреват оперно-концертным проектом: современный композитор Филипп Фенелон, мировая премьера его оперы «Вишневый сад».
Если всё пройдет успешно, не исключено, что «Саду» привьют режиссерскую концепцию и «оденут» в декорации и костюмы. Правда, это случится в Парижской опере.
В пандан операм-концертам Большой запускает полнометражного моцартовского «Дон Жуана». Тут, наоборот, царит режиссерский диктат. Оперу, недавно сделанную для фестиваля в Экс-ан-Провансе, в Москву переносит сам постановщик, Дмитрий Черняков. Историю легендарного ловеласа он ловко окунул в гущу любви-вражды близких родственников, осмыслив старинное либретто в духе фильмов Висконти и Бунюэля:
нельзя не вспомнить «Семейный портрет в интерьере» или «Скромное обаяние буржуазии».
Музыкальный театр предлагает «Силу судьбы». Кровавая мелодрама Верди про нравы XVIII века в Испании и Италии запросто может взять приз на конкурсе самых запутанных и самых мрачных либретто. Тут есть героиня, страдающая от неумолимого рока, ее брат, помешавшийся на кровной мести, и ее любовник-полукровка, в финале остающийся не в гордом одиночестве. Плюс массовые военные сцены, навеянные драмами Шиллера и позволяющие прозвучать знаменитым вердиевским хорам. Ставит оперу Георгий Исаакян. На премьере 8 октября он намерен погрузить героев спектакля в атмосферу испанского барокко в современном визуальном преломлении.
А на Малой сцене (с помощью Моцарта) заиграет «Волшебная флейта». В декабре там сыграют спектакль худрука «Стасика» Александра Тителя, сделанный силами его студентов в Театральном институте.
Театр «Геликон» в лице режиссера Дмитрия Бертмана предлагает проект, составленный из оперы «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова вкупе с моцартовским «Реквиемом».
По Бертману, в знаменитом отравлении не все так просто, как многие думают. Не позже чем 29 сентября режиссер намерен окончательно разобраться в этом вопросе и дать ответ, кто там был гений, а кто преступник.
«Новая опера» 16 декабря пригласит сразу на три современные монооперы. Спектакль «Голос женщины» объединит в одном смысловом поле «Нежность» Виталия Губаренко (по новелле Барбюса), «Письмо незнакомки» Антонио Спадавеккиа (по новелле Цвейга) и «Ожидание» Микаэла Таривердиева (на стихи Роберта Рождественского). Все опусы — о нелегкой женской доле.
Теперь про балет. Просто сенсация: в этой половине сезона ни одной премьеры академической классики, и это у нас, где «Лебединое озеро» — навечно наше всё!
Первая балетная премьера Большого — спектакль «Creation-2010» 14 сентября, совместно сооруженный танцовщиками ГАБТа и французской компанией «Балет Анжелена Прельжокажа». Название самим автором дано длинное: «А дальше — тысячелетие покоя. Творение-2010». Это снова мировая премьера, снова Экс-ан-Прованс, где базируется труппа хореографа и где шли репетиции, они же «притирка» наших классических танцовщиков и западных специалистов по современному танцу. Балет навеян Апокалипсисом, по ходу дела обещаны радикализмы вроде массового топтания флагов, но конца света на сцене не будет: автора, как он говорит, больше интересует рождение нового в момент разрушения старого.
Ближе к Рожеству ГАБТ покажет классику XX века — балет Уильяма Форсайта «Херман-Шмерман» вкупе с «Рубинами» Джорджа Баланчина.
Это царство скоростной виртуозности.
И если второе название немного объясняет смысл синкопирующего бессюжетного балета на музыку Стравинского, то первое не несет никакого содержания, кроме балетмейстерского произвола: Форсайт, мастер модернистского драйва на пуантах, именно так любит дразнить публику. Взял, к примеру, в название бессмысленную фразу из старой американской комедии — и баста.
Музыкальный театр снова впередсмотрящий в области современного танца.
4 ноября здесь представят одноактный балет «Slice to Sharp» («Затачивая до остроты») финского хореографа Йормы Эло. Его спектакли в России никогда не ставились, но Эло, хореограф-резидент Бостонского балета, в мире весьма известен. Энергичный «Slice to Sharp» сделан на музыку Антонио Вивальди и Генриха Бибера, и под звуки скрипки в духе XVIII века и тут развернутся пластические гонки. Видно, медленные танцы надоели хореографам эпохи клипов.
Самый скромный сезон планируется в «Кремлевском балете» — никаких московских премьер, лишь гала-концерт 1 декабря по случаю 20-летия коллектива, правда, с участием солистов Большого и Мариинки.
Кстати, о концертах.
Не самый хилый проект такого рода намечен в том же Кремлевском дворце 26 сентября. Он называется «Звезды балета XXI века», и, судя по роскошной программе, название не просто рекламный ход: обещаны, в частности, наши Диана Вишнева и Наталья Осипова, Алина Кожокару из Лондона, Лючия Лакарра из Мюнхена, Марчелло Гомес из Нью-Йорка и Матье Ганьо из Парижа. С 15 декабря в Москве и России стартует российско-французский фестиваль совсем современного танца, где последний уже не танец, а, скорее, перформанс. И абсолютно грандиозный концерт пройдет 8 декабря в Большом театре: торжественно закрыть Год Франции в России, а также Год России во Франции доверено звездам нашего и парижского балета.