Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Лебедей и пачек не будет

Анонсы музыкальных театров Москвы

В столичном Музыкальном театре сегодня прошел сбор труппы, где были объявлены оперно-балетные премьеры, Большой театр свои планы уже огласил. Самое время осмыслить, что ждет публику в столичных музыкальных театрах до Нового года.

Начнем с оперы. Новинка эпохи кризиса: в наступившем сезоне много концертных исполнений опер, что удешевляет производство и, по идее, должно тешить если не глаз, то хотя бы слух меломанов. Качество оркестра и вокала сразу выходит на первый план: за концепцией ведь не спрячешься, главное лицо — не режиссер, как нынче модно в опере, а дирижер, конечно, вместе с певцами.

Большой театр 12 октября дает первый такой образец — две одноактные оперы.

За пульт встанет молодой, но европейски известный маэстро Владимир Юровский, чтобы интерпретировать «Дитя и волшебство» Равеля и «Карлика» Александра фон Цемлинского. Первого композитора представлять не надо, скажем лишь, что эта опера Равеля вроде бы детская (по сюжету), но отнюдь не по музыке, в которой отчетливо слышатся все культурно-музыкальные новаторства эпохи создания (1925 год), вплоть до «сюрни» и дадаизма. Равель вникал в сказку французской писательницы Колетт о мальчике, вступившем в конфликт с домашней обстановкой и живностью: они восстают против жестокой глупости отрока. Имя Цемлинского в России возвеличено Мариинским театром. Не так давно там сделали балет по мотивам биографии австрийского композитора, который соперничал за женщину с великим коллегой Густавом Малером. Теперь и в Большом прозвучит «малерообразная» музыка венца (хотя впервые в России «Карлик» ставили в Самаре!). Опус, кстати, написан в 1922 году по сказке Оскара Уайльда «День рождения инфанты».

Декабрь в ГАБТе тоже чреват оперно-концертным проектом: современный композитор Филипп Фенелон, мировая премьера его оперы «Вишневый сад».

Если всё пройдет успешно, не исключено, что «Саду» привьют режиссерскую концепцию и «оденут» в декорации и костюмы. Правда, это случится в Парижской опере.

В пандан операм-концертам Большой запускает полнометражного моцартовского «Дон Жуана». Тут, наоборот, царит режиссерский диктат. Оперу, недавно сделанную для фестиваля в Экс-ан-Провансе, в Москву переносит сам постановщик, Дмитрий Черняков. Историю легендарного ловеласа он ловко окунул в гущу любви-вражды близких родственников, осмыслив старинное либретто в духе фильмов Висконти и Бунюэля:

нельзя не вспомнить «Семейный портрет в интерьере» или «Скромное обаяние буржуазии».

Музыкальный театр предлагает «Силу судьбы». Кровавая мелодрама Верди про нравы XVIII века в Испании и Италии запросто может взять приз на конкурсе самых запутанных и самых мрачных либретто. Тут есть героиня, страдающая от неумолимого рока, ее брат, помешавшийся на кровной мести, и ее любовник-полукровка, в финале остающийся не в гордом одиночестве. Плюс массовые военные сцены, навеянные драмами Шиллера и позволяющие прозвучать знаменитым вердиевским хорам. Ставит оперу Георгий Исаакян. На премьере 8 октября он намерен погрузить героев спектакля в атмосферу испанского барокко в современном визуальном преломлении.

А на Малой сцене (с помощью Моцарта) заиграет «Волшебная флейта». В декабре там сыграют спектакль худрука «Стасика» Александра Тителя, сделанный силами его студентов в Театральном институте.

Театр «Геликон» в лице режиссера Дмитрия Бертмана предлагает проект, составленный из оперы «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова вкупе с моцартовским «Реквиемом».

По Бертману, в знаменитом отравлении не все так просто, как многие думают. Не позже чем 29 сентября режиссер намерен окончательно разобраться в этом вопросе и дать ответ, кто там был гений, а кто преступник.

«Новая опера» 16 декабря пригласит сразу на три современные монооперы. Спектакль «Голос женщины» объединит в одном смысловом поле «Нежность» Виталия Губаренко (по новелле Барбюса), «Письмо незнакомки» Антонио Спадавеккиа (по новелле Цвейга) и «Ожидание» Микаэла Таривердиева (на стихи Роберта Рождественского). Все опусы — о нелегкой женской доле.

Теперь про балет. Просто сенсация: в этой половине сезона ни одной премьеры академической классики, и это у нас, где «Лебединое озеро» — навечно наше всё!

Первая балетная премьера Большого — спектакль «Creation-2010» 14 сентября, совместно сооруженный танцовщиками ГАБТа и французской компанией «Балет Анжелена Прельжокажа». Название самим автором дано длинное: «А дальше — тысячелетие покоя. Творение-2010». Это снова мировая премьера, снова Экс-ан-Прованс, где базируется труппа хореографа и где шли репетиции, они же «притирка» наших классических танцовщиков и западных специалистов по современному танцу. Балет навеян Апокалипсисом, по ходу дела обещаны радикализмы вроде массового топтания флагов, но конца света на сцене не будет: автора, как он говорит, больше интересует рождение нового в момент разрушения старого.

Ближе к Рожеству ГАБТ покажет классику XX века — балет Уильяма Форсайта «Херман-Шмерман» вкупе с «Рубинами» Джорджа Баланчина.

Это царство скоростной виртуозности.

И если второе название немного объясняет смысл синкопирующего бессюжетного балета на музыку Стравинского, то первое не несет никакого содержания, кроме балетмейстерского произвола: Форсайт, мастер модернистского драйва на пуантах, именно так любит дразнить публику. Взял, к примеру, в название бессмысленную фразу из старой американской комедии — и баста.

Музыкальный театр снова впередсмотрящий в области современного танца.

4 ноября здесь представят одноактный балет «Slice to Sharp» («Затачивая до остроты») финского хореографа Йормы Эло. Его спектакли в России никогда не ставились, но Эло, хореограф-резидент Бостонского балета, в мире весьма известен. Энергичный «Slice to Sharp» сделан на музыку Антонио Вивальди и Генриха Бибера, и под звуки скрипки в духе XVIII века и тут развернутся пластические гонки. Видно, медленные танцы надоели хореографам эпохи клипов.

Самый скромный сезон планируется в «Кремлевском балете» — никаких московских премьер, лишь гала-концерт 1 декабря по случаю 20-летия коллектива, правда, с участием солистов Большого и Мариинки.

Кстати, о концертах.

Не самый хилый проект такого рода намечен в том же Кремлевском дворце 26 сентября. Он называется «Звезды балета XXI века», и, судя по роскошной программе, название не просто рекламный ход: обещаны, в частности, наши Диана Вишнева и Наталья Осипова, Алина Кожокару из Лондона, Лючия Лакарра из Мюнхена, Марчелло Гомес из Нью-Йорка и Матье Ганьо из Парижа. С 15 декабря в Москве и России стартует российско-французский фестиваль совсем современного танца, где последний уже не танец, а, скорее, перформанс. И абсолютно грандиозный концерт пройдет 8 декабря в Большом театре: торжественно закрыть Год Франции в России, а также Год России во Франции доверено звездам нашего и парижского балета.

Новости и материалы
Тиньков остался должен российскому суду миллионы рублей
В Пентагоне допустили прямое вовлечение третьих стран в конфликт на Украине
Экс-депутат из Нидерландов заявил, что ЕС не компенсирует помощь Украине при победе Трампа
Небензя заявил, что США пытаются убедить мир в недопустимости оказания помощи России
В Таиланде подтвердили решимость королевства стать членом БРИКС
Стало известно, на какие занятия детей россияне тратят деньги
На Камчатке смогли остановить птичий грипп на птицефабрике
В России начали разработку национального калькулятора биологического возраста
Эксперты подсчитали, на что россияне тратят больше всего денег
Су-34 уничтожил опорный пункт противника
В промышленном центре Сибири ввели туристический налог
Врач назвала сжигающий жир овощ
Starbucks решила отказаться от платы за популярную добавку
Нейросети придумали оригинальный метод изучения языков
Врач назвала самые полезные гарниры
Россиян предупредили о подорожании блюд для новогоднего стола
Основатель TikTok стал самым богатым человеком Китая
В России будут по-новому компенсировать льготникам расходы на ЖКУ
Все новости