На завершившемся в понедельник в австралийском Мельбурне 68-м Всемирном фантастическом конвенте названы лауреаты не менее фантастической премии «Хьюго».
Обладателями премии за лучший роман стали американский писатель Паоло Бачигалупи и англичанин Чайна Мьевиль.
Бачилагупи получил премию имени Хьюго Гернсбека и статуэтку в виде ракеты за роман «The Windup Girl», который рассказывает о мире XXII столетия, когда глобальное потепление подняло уровень мирового океана, нефть и газ закончились, а на Земле доминируют биотехнологии и мегакорпорации. Книга написана в стиле «биопанка», а термин, вынесенный в название, обозначает гуманоидов с модифицированными генами, которые в мире книги используются в качестве рабов, но сами себя называют «новыми людьми». Паоло Бачигалупи до этой книги, вышедшей ровно год назад, был известен по своим рассказам, которые регулярно номинировались на премии «Хьюго» и «Небьюла»; в 2006 году он получил премию Теодора Старджона — опять же за рассказ.
В 2010 году у Бачигалупи вышел второй роман — «Ship Breaker».
Второй победитель, Чайна Мьевилль, печатается уже 12 лет, за это время он дважды получал премию Артура Кларка, несколько его романов номинировались на «Хьюго» и «Небьюлу», а «Хьюго» этого года он получил за фэнтезийный роман «The City & the City» 2009 года, повествующем об инспекторе Тьядоре Борлу, расследующем жестокое убийство в вымышленном мире.
Любопытно, что оба автора с этими же книгами были соперниками на еще одной фантастической премии — «Небьюла-2010»; в апреле победа досталась Бачилагупи, поскольку формат той премии не предусматривает двух победителей.
В случае же «Хьюго» голосование проходит среди участников Всемирного конвента фантастов, которые отдают свои голоса выбранным номинационной комиссией произведениям; на конвент обычно собирается несколько тысяч любителей фантастики, правда, в выборе лучших участвуют далеко не все. Такой порядок голосования вполне допускает, что два или больше авторов наберут одинаковое количество голосов, но случилась это не часто: например, в 1973 году приз разделили между собой Фредерик Пол и Рафаэль Лафферти.
В категории «лучший фантастический фильм» произошла небольшая сенсация: «Аватар» Джеймса Кэмерона в очередной раз не получил приза; любители фантастики предпочли ему картину «Луна-2112» Данкана Джонса.
Этот фильм, снятый за смешные по фантастическим меркам $5 млн, поднимает достаточно серьезные этические проблемы использования клонов в качестве дармовой рабочей силы. В прокате фильм оказался не слишком успешным, собрав $9,5 млн, но, видимо, неизбитый сюжет и основная идея позволили картине на равных конкурировать не только с красивой картинкой «Аватара», но и с документалистикой «Района № 9» Нила Бломкампа, космическими баталиями «Звездного пути» Джей Джея Абрамса и обаянием пиксаровского мультфильма «Вверх».
Приз за лучшую телевизионную фантастику ожидаемо достался серии «Воды Марса» из сериала «Доктор Кто» — среди претендентов было три серии этой долгоиграющей франшизы.
Кроме «Доктора Кто» на «Хьюго» нацеливались по серии из американских сериалов «Кукольный дом» и «Вспомни, что будет».
Несмотря на то что премия «Хьюго» ведет свою историю с 1953 года (а до этого фантастические призы периодически вручались с 1946 года), некоторые номинации совсем «молодые». Например, приз за лучший фантастический комикс («лучшая иллюстрированная история») был учрежден лишь в прошлом году. И два года подряд этот приз получает один и тот же комикс » «Девушка-гений»: только в 2009 году премию ей дали за восьмую книгу, а в этом — за девятую. Чтобы гениальная девушка и в этот раз получила награду, пришлось подвинуть очередной комикс про Бэтмена и историю про Капитана Британию и MI-13.