Если чего-то для полного счастья не хватает, не следует ждать милости от природы — надо брать и делать, несмотря ни на что. Вероятно, подобного рода рассуждение привело четыре года назад к появлению московского фестиваля дизайна. Инициатива выглядела, прямо скажем, экстравагантной. Вот в Милане, Лондоне, Токио или Нью-Йорке такие международные смотры давно стали органичной частью тамошней культурной жизни — просто потому, что сами эти города и есть центры мирового дизайна. Москва в их число никак не входит, что признают и устроители Design Act. Как выразился на пресс-конференции автор проекта Игорь Шулинский:
«Пропаганда российского дизайна едва ли сегодня возможна. Его как не было, так и нет».
Поэтому пропагандируют здесь большей частью дизайн иностранный. Не то чтобы с размахом и основательностью, но все же два десятка стендов из Испании, Италии, Нидерландов, Польши, Австрии и т. д. в разделе Design Exhibition выглядят довольно представительно. Вдобавок голландцы демонстрируют выставку Bicycle Fantasy, где соответственно названию фигурируют разного рода изощрения и фантазии на велосипедную тему. Да еще японцы предъявили факультативную инсталляцию, сочетающую реальные предметы интерьера с видеопроекциями в духе театра теней. Вот, почитай, и все, что можно было увидеть в день открытия. Хотя программа фестиваля намного шире, обещанные зоны Digital Act (это интерактивное мультимедийное пространство) и Design Market (отдельная выставка, на которой образцы передового дизайна можно не только увидеть, но и прикупить) откроются для публики лишь начиная со 2 сентября. А уже 6 сентября все заканчивается, так что на практике следует иметь в виду ближайший уикенд.
Для особо пытливых и любознательных предусмотрены лекции, мастер-классы и кинопоказы.
Формат, конечно, скромный. С лондонской выставкой 100% Design или с миланским ежегодным салоном это шоу не сравнится ни объемом, ни респектабельностью. Но свои фишки найдутся и здесь. Участники фестиваля — отдельные авторы или дизайнерские бюро — делают ставку на оригинальные экспонаты, которые бы выражали не столько рутинное направление работы, сколько полет творческой мысли. По этой причине на выставке преобладают неожиданные технологии и гибридные формы. Например, весьма занятным и притягательным оказался кофейный столик, чья столешница сделана из прессованного жмыха кофейных зерен. В той же категории «подобное к подобному» выступают и книжные полки в виде почти натуральных фолиантов. Идея украшения интерьера цветами из черной ткани представляется слегка декадентской, но что-то в этом есть. Как и в решении покрыть плюшевый диван стразами от Swarowski: сидеть не очень удобно, зато ироничные понты налицо.
Приложенная к фестивалю голландская велосипедная выставка запоминается несколькими кунштюками вроде сумочек и нательных украшений из отслуживших велосипедных покрышек или байка, собранного из деталей, напоминающих детский конструктор.
Некоторые модели здесь вполне функциональны, но слово «фантазия» в заголовке выставки обязывало к нетрадиционным ходам.
Так что велики с деревянной рамой или с весьма внушительным багажно-пассажирским отделением выглядят мило и уместно.
Отечественные творцы дизайна, как было сказано выше, заграничным собратьям по цеху конкуренции на фестивале не составили. Однако у них тоже будет возможность отличиться — в довольно непредвиденной сфере. В рамках Design Act стартует Всероссийский конкурс промышленного дизайна в кораблестроении под патриотичным названием «Строим флот сильной страны», который недавно был учрежден «Объединенной судостроительной корпорацией». Итак, мастера кульмана и ластика, забудьте о торшерах, кофейных столиках, столовых приборах и прочей мелкобуржуазной дребедени. Лучше помогите родине обзавестись красивыми линкорами, сейнерами, траулерами и атомоходами. Чтобы во всех портах мира обзавидовались. А всевозможную дизайнерскую «бытовуху» можно по-прежнему покупать у шведов и итальянцев. Все равно у них лучше получается.