Фестивальная пора в мире кинематографа, кажется, длится круглый год. Большинство из кинофестивалей – по вполне понятным причинам – предпочитают летние месяцы, когда тепло, а солнце и относительно чистый воздух располагают к общению. Первый раз в Выборге киношники собрались в декабре 1993 году, но уже на следующий год «Окно в Европу» переехало на раннюю осень, а еще спустя несколько лет окончательно стало основным кинособытием середины августа в России.
«Окно в Европу» не такой старый, как, к примеру, Московский международный; он младше и «Кинотавра», запоздалого «привета» из позднего СССР. Но, разумеется, за 18 лет и он обзавелся собственной историей. В 1993 году, когда всё старое советское в кинематографе уже было разрушено, а что-то новое и не думало начинаться, кинорежиссеры Савва Кулиш и Марлен Хуциев, композитор Микаэл Таривердиев, режиссер-документалист Владимир Коновалов решили организовать фестиваль с задатками кинорынка, чтобы способствовать отечественным картинам в их прокатной судьбе и обеспечивать им достойную рекламу. Разумеется, вряд ли новорожденный кинофестиваль мог серьезно помочь российской прокатной сети, но первый блин получился отнюдь не комом:
призерами «Окна в Европу-1993» стали «Макаров» Владимира Хотиненко и «Сны» Карена Шахназарова.
Кредо выборгского кинофестиваля выработалось практически сразу – только отечественное кино и только текущего года. Именно по этому принципу формировалась основная программа, а победителями становились достойные. «Увлеченья» Киры Муратовой, «Кукушка» и «Особенности национальной охоты» Александра Рогожкина, «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина, «Прогулка» Алексея Учителя и анимация Гарри Бардина – все они отметились на выборгском кинофестивале.
Изюминкой фестиваля издавна считается конкурс «Выборгский счет», где наряду с фильмами основной конкурсной программы соревнуются картины, отмеченные наградами отечественных и международных фестивалей последнего года. Любят в Выборге и круглые даты: например, на фестивале этого года будут отмечены десятилетие фильма «Брат-2» Алексея Балабанова и двадцатилетие картины «Бакенбарды» Юрия Мамина.
С датой связана и одна из самых интересных премьер фестиваля.
В память о Викторе Цое, погибшем 20 лет назад, будут показаны картина «Игла REMIX» Рашида Нугманова, ремейк «Иглы» 1988 года,
и документальный фильм «Звезда по имени Виктор Цой» Софьи Трошиной. На прошлом «Окне в Европу» этому музыканту посвятили показ фильма «Последний герой. Двадцать лет спустя» Алексея Учителя. Кроме того, будет показана первая режиссерская картина народной артистки Людмилы Гурченко «Пестрые сумерки».
В основную программу кинофестиваля 2010 года под названием «Осенние премьеры» включены 11 игровых фильмов, среди которых фильмы Станислава Говорухина «…В стиле JAZZ» и Алексея Балабанова «Кочегар». Оценивать конкурсные картины будет жюри во главе с режиссером Андреем Хржановским.
Главным событием кинофестиваля в Выборге, отличающего его от того же «Кинотавра, остается конкурс «Выборгский счет». Победителю будет вручен приз «Золотая ладья», а конкуренцию картинам, которые представлены в фестивальных конкурсах «Осенние премьеры» и «Жанр плюс», составят фильмы, собравшие призы на «Кинотавре», Берлинском и Карловарском кинофестивалях: «Другое небо» Дмитрия Мамулии, «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского, «Дом Солнца» Гарика Сукачева и другие.
«Окно в Европу-2010» продлится ровно неделю. В следующее воскресенье жюри всех конкурсов подведет итоги, а фестиваль закроется фильмом «Только не сейчас» Валерия Пендраковского и Юрия Рогозина. Ждите наших репортажей с фестиваля.